Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление https://journals.vsu.ru/econ <p><strong><a href="https://portal.issn.org/resource/ISSN/1814-2966" target="_blank" rel="noopener">ISSN:</a></strong> 1814-2966 | <strong><a href="https://journals.vsu.ru/econ/issue/archive" target="_blank" rel="noopener">Выпусков в год:</a></strong> 4 | <strong><a href="https://elibrary.ru/title_about.asp?id=25691" target="_blank" rel="noopener">Импакт-фактор РИНЦ 2020:</a></strong> 0,518 <br>На страницах журнала публикуются результаты оригинальных экономических исследований. К рассмотрению и публикации принимаются ранее не опубликованные статьи на русском языке по проблемам экономики и менеджмента, маркетинга, финансов, а также критические обзоры современных экономических работ. <br><strong>Индексирование и реферирование</strong>: база данных <a href="https://ebsco.com/" target="_blank" rel="noopener">EBSCO</a>; <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=25691" target="_blank" rel="noopener">Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)</a>; <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=7112" target="_blank" rel="noopener">Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.</a> <br><strong>Главный редактор</strong>: ЕНДОВИЦКИЙ Дмитрий Александрович, доктор экономических наук, профессор (Воронежский государственный университет)</p> ru-RU bulletin-em@econ.vsu.ru (Шафоростова Наталья Николаевна / Natalia N. Shaforostova) korotkikh@econ.vsu.ru (Коротких Вячеслав Владимирович / Viacheslav V. Korotkikh) Пт, 31 дек 2021 00:00:00 +0300 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Развитие корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий Воронежской области - институциональный и организационный аспекты https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3659 <p><strong>Предмет.</strong> Текущее десятилетие мировым сообществом признано «десятилетием решительных действий», направленных на активную борьбу с многочисленными социальными и экологическими проблемами. Решение поставленной задачи невозможно без мобилизации усилий бизнеса. В этой связи актуальность приобретает корпоративная социальная ответственность (КСО), а также вопрос интеграции ее принципов в деятельность бизнес-структур. Поскольку промышленный сектор характеризуется наиболее существенным влиянием на окружающую среду и местное сообщество, привлечением значительного числа трудовых ресурсов, особый интерес представляет реализация КСО промышленными предприятиями. <strong>Цель.</strong> Анализ и оценка перспектив развития корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий Воронежской области. <strong>Методология.</strong> Для проведения исследования использовалась количественная стратегия сбора и анализа информации. Эмпирическую базу составили данные анкетного опроса 30 промышленных предприятий Воронежской области. <strong>Результаты.</strong> Эмпирическое исследование позволило сформировать общую картину понимания и реализации КСО промышленными предприятиями Воронежской области, в части: состава основных программ и адресатов КСО; используемых в деятельности международных и национальных стандартов КСО и формирования внутренних институтов развития КСО; характера и форм взаимодействия предприятий с государством и некоммерческими организациями, оценки перспектив и барьеров развития КСО. <strong>Выводы.</strong> Социальная ответственность непубличных региональных промышленных предприятий остается фрагментарной. Наблюдается разрыв между актуальным содержанием КСО, его пониманием управленческими кадрами предприятий и текущей реализацией социальных программ в практической деятельности. Все действия промышленных предприятий в области КСО являются продолжением их технико-технологических процессов или бизнес-процессов. Внепроизводственной деятельности предприятия уделяют мало внимания. Предприятия не заинтересованы в раскрытии информации о своей деятельности, снижении неблагоприятного воздействия на окружающую среду, участии в жизнеобеспечении территорий присутствия и формировании гражданского общества. Предприятия действуют как закрытые системы, существующие вне общества. В целях развития КСО региональных промышленных предприятий предложен комплекс мер (финансово-экономических, организационных, информационно-просветительских), актуализирующий содержание региональной промышленной политики.</p> Лариса Михайловна Никитина, Юлия Алексеевна Перцева Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3659 Пт, 31 дек 2021 00:00:00 +0300 Кооперация и учетная политика хозяйствующих субъектов как инструменты развития зеленой экономики https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3687 <p><strong>Предмет.</strong> Научно-технический прогресс, добыча полезных ископаемых без соблюдения природоохранных стандартов, одноразовая индустрия и другая подобная деятельность человечества обусловили новую экономическую задачу по охране окружающей среды, утилизации и переработке отходов. Любое качественное решение экономической проблемы требует количественного измерения для расчета ее масштаба и создания политических и организационных мероприятий по ее устранению. Режим государственного регулирования и поддержки зеленой экономики должен включать обеспечение и контроль процессов кооперации по оптимизации и утилизации отходов между предприятиями, а также контроль в области обращения возвратных отходов. Организационные мероприятия включают процедуры по образованию кооперационных связей, предполагают наличие учетно-аналитического блока, где осуществляются процедуры признания, оценки и раскрытия информации об отходах в финансовой отчетности. Реальная оценка, учет отходов и ликвидационных обязательств по их утилизации позволят достоверно формировать информацию о масштабах экологического поведения каждого экономического субъекта. <strong>Цели.</strong> Исследование включает в себя выявление инструментов развития зеленой экономики: предложение способов экологической кооперации в рамках безотходного и бережливого производства, разработку условий признания и уточнение оценки возвратных и безвозвратных отходов, а также способов эффективного использования возвратных отходов. <strong>Методология.</strong> Работа проведена на основе наблюдения и обобщения эмпирических данных о фактах хозяйственной деятельности экономических субъектов, методов теоретического анализа положений нормативных документов по государственному контролю деятельности в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, а также изучения научной экономической литературы. <strong>Выводы.</strong> Представлено исследование результативных способов экологического поведения экономических субъектов, в качестве которых предлагаются комплексные мероприятия по использованию кооперационных отношений между хозяйствующими единицами и совершенствованию учетной политики участников экономических отношений с целью снижения отходов, отражения ликвидационных обязательств по утилизации и восстановлению окружающей среды. Предложенные инструменты развития зеленой экономики, способы признания экологических затрат, их оценки, контроля и экономии позволят эффективно использовать ограниченные природные ресурсы.</p> Светлана Александровна Лукьянова, Оксана Сергеевна Павлова Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3687 Пт, 31 дек 2021 00:00:00 +0300 Проблемы и пути совершенствования аттестации учетно-аналитических работников в бюджетных учреждениях https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3661 <p><strong>Предмет.</strong> В последние годы требования к качеству ведения бухгалтер-ского учета, достоверности отражения данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях государственного сектора стремительно возрастают. Это обусловило повышение требований к компетентности учетно-аналитических работников. Анализ экономической литературы показал, что недостаточно изучена процедура аттестации и оценки трудовых функций сотрудников бухгалтерии в бюджетных учреждениях. <strong>Цели.</strong> Проведение аттестации работников бухгалтерии в бюджетном учреждении авторы рассматривают как инструмент оценки их трудовых функций и уровня владения профессиональными компетенциями. В статье представлены результаты апробации методического инструментария при аттестации учетно-аналитических работников в бюджетном учреждении. <strong>Методы.</strong> Решение задач исследования осуществлялось с помощью методов системного анализа, контент-анализа, социологических методов. Авторами статьи обобщены результаты предшествующих исследований, изучены нормативные акты. В ходе исследования проведен анализ обращений в Государственную инспекцию труда по вопросам, связанным с аттестацией персонала; выявлены основные причины обращений и виды нарушений прав работников в ходе аттестации. В работе систематизированы основные методы аттестации учетно-аналитических работников, установлены их преимущества и недостатки. <strong>Результаты.</strong> На основе анализа обращений работников в Государственную инспекцию труда выявлено, что обращения, связанные с нарушением прав работников в ходе проведения аттестации персонала, во многих случаях обусловлены нарушениями самого порядка осуществления данной процедуры. Научной новизной исследования выступает предложенный авторами методический инструментарий в форме разработанных критериев и тестов оценки трудовых функций в разрезе должностей учетно-аналитического персонала. Проведена апробация разработанного инструментария в бюджетном учреждении Новосибирской области. <strong>Выводы.</strong> Проведенное исследование подтвердило необходимость аттестации для оценки трудовых функций и профессиональной компетентности сотрудников учреждений. Апробация результатов исследования позволила сформулировать рекомендации по повышению квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников.</p> Елена Николаевна Лищук, Сергей Дмитриевич Капелюк, Ольга Александровна Чистякова Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3661 Пт, 31 дек 2021 00:00:00 +0300 Ведомственный контроль финансового-хозяйственной деяльности государственных учреждений: практический опыт в сфере государственного здравоохранения и пути развития https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3708 <p><strong>Предмет.</strong> Организационные и методические аспекты ведомственного контроля финансового-хозяйственной деятельности и других видов ведомственного контроля, осуществляемых исполнительными органами власти в отношении подведомственных учреждений. <strong>Цель.</strong> В исследовании поставлена цель определить место ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности в системе финансового контроля Российской Федерации, изучить действующие организационные модели отдельных видов ведомственного контроля на примере системы государственного здравоохранения Воронежской области, определить проблемные вопросы и предложить возможные варианты их решения. <strong>Метод.</strong> В процессе исследования использовались данные консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за 2020 г., консолидированного бюджета государственных медицинских организаций Воронежской области и другие финансовые показатели системы здравоохранения Воронежской области за аналогичный период. Применялись методы анализа, наблюдения, обобщения, сравнения, группировки, классификации и др. <strong>Результаты.</strong> Разработана организационная структура контроля (надзора) в сфере охраны здоровья и финансового контроля сферы государственного здравоохранения, исследованы полномочия и функции исполнительных органов власти. Анализ основных разделов контрольных видов выявил взаимосвязь внешнего и внутреннего контроля как элементов единой системы контроля. Приведены примеры типичных нарушений, выявленных по результатам ведомственного государственных медицинских организаций Воронежской области. <strong>Выводы.</strong> Подтверждена гипотеза о необхомости осуществления ведомственного контроля финансового-хозяйственной деятельности, как части системы государственного (муниципального) управления, посредством инструментария финансового контроля и учетом отраслевой специфики.</p> Сергей Владимирович Головин Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3708 Пт, 31 дек 2021 00:00:00 +0300 Вовлеченность крупных российских корпораций в реализацию целей устойчивого развития ООН: оценка текущих достижений и возможностей развития https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3660 <p><strong>Предмет.</strong> С периодичностью 8-10 лет в мировая экономика сталкивается с финансовыми кризисами, которые замедляют и отбрасывают ее назад в развитии. Одним и направлений сглаживания цикличности стало анонсирование ООН целей устойчивого развития. Большинство стран принимают активное участи в реализации этого глобального проекта. Важным условием по переходу на траекторию устойчивого развития является участие корпоративного сектора. Однако в условиях капитализма решение такой задачи является не самым простым занятием, поскольку много позиций из ЦУР ОНН не приносят прибыли корпорациям и не повышают капитализацию напрямую. В этой связи исследование и поиск возможностей по внедрению ЦУР ООН в корпоративную практику является очень актуальным и соответствует современной глобальной повестке экономического развития. <strong>Целью исследования</strong> является анализ вовлеченности крупных российских корпораций в реализацию целей устойчивого развития ООН на основе открытых данных корпоративной отчетности. <strong>Методами</strong> исследования выбраны анализ и синтез данных публичной отчетности, группировка и экспертная оценка публикуемой информации по теме ЦУР ООН в годовых отчетах российских корпораций. <strong>Выводы</strong>. Определена положительная динамика вовлеченности компаний в реализацию ЦУР ООН. Она в большей степени проявляется в областях пересечения ЦУР ООН и экономических интересов корпораций. Выявлено отсутствие единой формы раскрытия информации, значительных различий в объеме и качестве представленных сведений в отчетности компаний, а также единого понимания корпорациями ряда целей. Получены данные о том, что в наибольшей степени работа по достижению ЦУР ООН проводится российскими компаниями экспортерами с преобладанием частных инвесторов в структуре собственности бизнеса. Компании с государственной собственностью и ориентацией на внутренний рынок по всем признакам запаздывают в развитии в данном направлении. В качестве рекомендаций предложено развивать форматы публичной отчетности и лучше раскрывать процессы, связанные с достижением ЦУР ООН.</p> Михаил Львович Дорофеев, Ирина Витальевна Крюкова Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3660 Пт, 31 дек 2021 00:00:00 +0300 Проблемы регулирования содержания аудиторского заключения https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3686 <p><strong>Предмет.</strong> В настоящее время реформируется порядок оказания аудиторских услуг общественно значимым организациям. Основная цель реформ – более эффективная защита охраняемых законом ценностей, связанных с деятельностью таких экономических субъектов. Изменения в том числе касаются содержания аудиторского заключения об их финансовой отчетности. Процесс пересмотра соответствующих регулирующих документов продолжается. Не все отредактированные положения согласованы между собой и Международными стандартами аудита. Это будет затруднять их практическое применение аудиторами, препятствовать повышению информативности и общественной полезности аудиторских заключений. Кроме того, за время применения современного формата аудиторского заключения, принятого начиная с 2017 г., стали очевидными его содержательные и терминологические недостатки. Это обусловило потребность в разработке предложений по устранению этих «узких мест» в регламентировании содержания аудиторского заключения. <strong>Цель исследования.</strong> Разработка рекомендаций по согласованию положений нормативных правовых актов, регулирующих содержание аудиторского заключения, федеральный государственный контроль (надзор) деятельности аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям, Международных стандартов аудита, направленных на повышение информационной ценности аудиторских заключений. <strong>Методология.</strong> Результаты исследования получены с использованием анализа, синтеза, аналогии, исторического, логического подходов, классификации и других. <strong>Результаты.</strong> Предложены изменения текста Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ с целью устранения противоречий в его положениях, касающихся содержания аудиторского заключения, обеспечения их согласованности с Международными стандартами аудита и нормативными правовыми актами в области контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям; уточнения содержания требований Международных стандартов аудита к содержанию аудиторского заключения и их официального перевода на русский язык для повышения его информационной ценности и удобства использования. <strong>Выводы.</strong> Предложенные уточнения могут быть приняты во внимание при внесении изменений в тексты Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Международных стандартов аудита в оригинале и официальном переводе, а также предметом дальнейших профессиональных дискуссий.</p> Ирина Викторовна Панина Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journals.vsu.ru/econ/article/view/3686 Пт, 31 дек 2021 00:00:00 +0300