Сельский туризм: тренд 2022 года в России

  • Анастасия Геннадьевна Сарафанова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-4065-5450
  • Александр Александрович Сарафанов Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-2756-6947
Ключевые слова: сельский туризм, агротуризм, фермерские рынки, РФ, внутренний туризм, кулинарная составляющая

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть значение сельского отдыха как перспективного направления устойчивого развития территорий. Материалы и методы. Объектом исследования является сельский туризм. Авторами проведен системный анализ известных результатов исследования сельского туризма, выявлены его основные характеристики и типология. Выявлен главный фактор популярности сельских видов отдыха – кулинарная составляющая. Авторы обнаружили важность фермерских рынков, которые превратились из общественных мероприятий в туристические достопримечательности. Изучено текущее состояние аграрного туризма. Исследование базируется на методах анализа, сопоставления информации. В работе был принят индуктивный подход с использованием поисковых данных. Использовались научные труды как отечественных, так и зарубежных ученых. Результаты и обсуждение. Одной из главных целей государственной политики является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, в том числе сохранение пустеющих поселений. Активное развитие сельского туризма способствует диверсификации экономики, появлению рабочих мест, увеличению доходов населения, и в целом улучшению экономического положения региона. На туристском рынке сегодня присутствует много различных видов сельского отдыха, в том числе аграрный. Но имеется достаточно необычное для среднестатистического потребителя направление – агротур с акцентом на кулинарную составляющую. В качестве достопримечательностей у таких туров могут стать фермерские рынки с национальными блюдами региона. Тенденция активного роста внутреннего потока, в особенности туры в сельскую местность, будут сохраняться в нынешних условиях довольно длительное время. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти при формировании системы управления развитием туризма на территории. Заключение. В условиях усложняющейся международной ситуации, ужесточения санкций, снижения покупательской способности населения, в России заметно трансформируется туристический рынок: выросла необходимость продвижения внутренних видов отдыха, в том числе и аграрного. Развитие продовольственных кластеров в сельской местности принесет экономическую пользу фермерам за счет формирования кулинарных предприятий, появления рабочих мест и дополнительных возможностей получения дохода из-за развития местной торговли.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анастасия Геннадьевна Сарафанова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

Александр Александрович Сарафанов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кандидат технических наук, научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

Литература

1. Polyakova I. L., Grigor'eva M. P. Sel'skiy turizm: klassifikatsii i osobennosti organizatsii [Rural tourism: classifications and organization features]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2017, vol. 11, no. 5, pp. 31-43. (In Russ.)
2. Ponomareva I.Yu., Chernobrovkina A.O., Ponomareva M.V. Formy i ob"ekty agroturizma Tul'skoy oblasti [Forms and objects of agrotourism of the Tula region]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2017, vol. 11, no. 8 (78), pp. 104-118. (In Russ.)
3. Sarafanova A. G., Shabalina N. V., Sarafanov A. A. Sel'skiy i agroturizm: podkhody k opredeleniyu [Rural and agrotourism: approaches to the definition]. Sovremennye problemy servisa i turizma, 2020, vol. 14, no. 1, pp. 100-108. (In Russ.)
4. Becken S. Developing a framework for assessing resilience of tourism subsystems to climatic factors. Annals of Tourism Research, 2013, vol. 43, pp. 506-528.
5. Feldmann C., Hamm U. Consumers perceptions and preferences for local food: a review. Food Quality and Preference, 2015, vol. 40 (A), pp. 152-164.
6. Hjalager A. M., Richards G. Tourism and Gastronomy. 1st Edition. Routledge, New York, 2002.
7. Lee A. H. J., Wall G., Kovacs J. F. Creative food clusters and rural development through place branding: Culinary tourism initiatives in Stratford and Muskoka, Ontario, Canada. Journal of Rural Studies, 2015, vol. 39, pp. 133-144.
8. Long H., Zhang Y., Tu S. Rural vitalization in China: A perspective of land consolidation. Journal of Geographical Sciences, 2019, vol. 29 (4), pp. 517-530.
9. Pato L., Kastenholz E. Marketing of rural tourism – a study based on rural tourism lodgings in Portugal. Journal of Place Management and Development, 2017, vol. 10 (2), pp. 121-139.
10. Shin H., Chae S. Urbanisation and land use transition in a second-tier city: The emergence of small factories in Gimpo, South Korea. Land Use Policy, 2018, vol. 77, pp. 534-541.
11. The effect of land use change and ecotourism on biodiversity: a case study of Manuel Antonio, Costa Rica, from 1985 to 2008 / E. N. Broadbent, A. Zambrano, R. Dirzo et al. Landscape Ecology, 2012, vol. 27 (5), pp. 731-744.
12. Thompson M. Farmers' markets and tourism: Identifying tensions that arise from balancing dual roles as community events and tourist attractions. Journal of Hospitality and Tourism Management, 2020, vol. 45, pp. 1-9.
13. Unpicking motives to purchase locally-produced food: analysis of direct and moderation effects / J. Memery, R. Angell, P. Megicks, A. Lindgreen. European Journal of Marketing, 2015, vol. 49 (7/8), pp. 1207-1233.
14. Will the development of a high-speed railway have impacts on land use patterns in China? / H. Zhang, X. Li, X. Liu et al. Annals of the American Association of Geographers, 2019, vol. 109 (3), pp. 979-1005.
15. Zhang T., Grunert K. G., Zhou Y. A values–beliefs-attitude model of local food consumption: an empirical study in China and Denmark. Food Quality and Preference, 2020, vol. 83, pp. 1-11.
Опубликован
2023-03-25
Как цитировать
Сарафанова, А. Г., & Сарафанов, А. А. (2023). Сельский туризм: тренд 2022 года в России. Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология, (1), 54-62. https://doi.org/10.17308/geo/1609-0683/2023/1/54-62
Раздел
География