Влияние железных дорог на демографическое развитие малых городов Центрального Черноземья

  • Людмила Ивановна Попкова Курский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-3595-7235
  • Андрей Александрович Оломский Курский государственный университет
Ключевые слова: малые города, железнодорожные станции, коммерческие операции, динамика численности населения, Центрально-Чернозёмный экономический район

Аннотация

Целью данной статьи является оценка влияния железных дорог на демографическое развитие малых городов Центрального Черноземья в различные исторические периоды. Материалы и методы. Исследование проводилось на примере 39 малых городов Центрального Черноземья и было направлено на поиск зависимости динамики численности населения от наличия железной дороги. Для достижения цели применялся системный и исторический подходы; а также методы: статистический, структурных группировок, геоинформационного картографического моделирования. Результаты и обсуждение. В ходе выполнения работы железнодорожные станции малых городов были сгруппированы в соответствии с количеством выполняемых ими коммерческих операций на крупные, средние, мелкие. В отдельную группу вошли города без железных дорог. Выявлено, что города, в которых есть железнодорожное сообщение, имеют стабильный рост численности населения. Выводы. Железные дороги играют ключевую роль в развитии малых городов Центрального Черноземья. В большинстве случаев наличие железной дороги приводит к росту численности населения. Выявлено, что рост численности населения зависит не только и не столько от рейтинга железнодорожной станции, сколько от демографического потенциала и факторов иной этиологии, например, строительства градообразующих промышленных предприятий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Людмила Ивановна Попкова, Курский государственный университет

доктор географических наук, профессор кафедры географии

Андрей Александрович Оломский, Курский государственный университет

аспирант кафедры географии

Литература

1. Баранский Н. Н. Становление советской экономической географии. Москва: Мысль, 1980. 287 с.
2. Бугроменко В. Н. Экономическая оценка транспортно-географического положения народнохозяйственных объектов // Известия АН СССР, 1981, №5, с. 66-79.
3. Воейков А. И. Людность селений Европейской России и Западной Сибири // Известия ИРГО, вып. 1/3, с. 73-120.
4. Иофа Л. Е. Города Урала. Москва, 1951 (2016). 423 с.
5. История железнодорожного транспорта России в 2 т. / [под общ. ред. Е. А. Красковского М. М. Уздина]. Санкт-Петербург; Москва: Петербургский государственный университет путей сообщения, 1994. 336 с.
6. Лаппо Г. М. География городов. Москва: Владос, 1997. 480 с.
7. Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа. Москва: Новый хронограф, 2012. 504 с.
8. Маергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука,1986. 300 с.
9. Официальный сайт РЖД. – URL: https://www.rzd.ru/ru/9833 (дата обращения: 20.11.2023). – Текст: электронный.
10. Полян П., Нефёдова Т., Трейвиш А. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Москва: ОГИ, 2001. 560 с.
11. Попкова Л. И. Города Центрального Черноземья: критерии истинности // Материалы Международной научной конференции (XIV научная Ассамблея АРГО) «Современная Евразия: общественно-географический анализ», 2023, с. 334-336.
12. Попкова Л. И. Проблемы развития Центрального Черноземья // Вопросы географии, 2016, № 141, с. 381-403.
13. Попкова Л. И. Урбанистическая структура территории Центрального Черноземья // Материалы международной научной конференции (Шестая Ежегодная научная Ассамблея АРГО) «Полимасштабные системы «центр-периферия» в контексте глобализации и регионализации: теория и практика общественно-географических исследований», 2015, с. 335-340.
14. Семенов-Тян-Шанский В. П. Город и деревня в европейской России: очерк по экономической географии. СПб, 1910. 212 с.
15. Терещенко А. А. Социально-экономическое развитие провинциального города Центрального Черноземья во второй половине XIX-начале XX века. Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 2003. 162 с.
16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. – URL: https://31.rosstat.gov.ru/main_indicators (дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.
17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области. – URL: https://36.rosstat.gov.ru/main_indicators (дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.
18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – URL: https://46.rosstat.gov.ru/main_indicators (дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.
19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. – URL: https:// https://48.rosstat.gov.ru/folder/48617 (дата обращения: 25.11.2023). – Текст: электронный.
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. – URL: Л. И. Попкова, А. А. Оломский Вестник ВГУ, Серия: География. Геоэкология, 2024, № 2, 54-62 61 https://68.rosstat.gov.ru/municipal_statistics (дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.
21. Чугунова Н. В., Полякова Т. А., Лихневская Н. В. Развитие системы городского расселения Белгородской области // География и природные ресурсы, 2013, № 1, с. 112-118.
22. Шерстобитов Ю. В. Положение Ленинграда – Санкт-Петербурга в системе железнодорожных пассажирских перевозок // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология, 2018, № 1, с. 48-58.
Опубликован
2024-05-28
Как цитировать
Попкова, Л. И., & Оломский, А. А. (2024). Влияние железных дорог на демографическое развитие малых городов Центрального Черноземья. Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология, (2), 54-62. https://doi.org/10.17308/geo/1609-0683/2024/2/54-62
Раздел
Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география