Подготовка вуза к участию в национальных и международных рейтингах: координаторы, исполнители, систематизация информации
Аннотация
Предмет: статья посвящена организации процесса подготовки участия образовательной организации в национальных и зарубежных рейтингах. При этом освещаются методологии наиболее значимых мировых рейтингов, таких как Quacquarelli Symonds World University Ranking (QS WUR), Times Higher Educational World University Ranking (THE WUR) и Academic Ranking of World Universities (ARWU), и отечественных рейтингов университетов, которые предъявляют различные требования к участникам. В этой связи перед руководством высшего образовательного учреждения стоит задача выбора участия в том или ином рейтинге, организации процесса подготовки. Цель: подготовка вуза к участию в национальных и международных рейтингах. Дизайн исследования: в качестве базы для описания бизнес-процесса подготовки к участию в национальных и международных рейтингах выбрано Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет». Нами описан координатор, участники процесса, непосредственные исполнители и их взаимодействие. Систематизированы источники информации для формирования рейтинговых анкет. Кроме того, выявлена проблема оценки эффективности деятельности вуза с точки зрения тренда занимаемых позиций в различного рода рейтингах, оценка мест, занимаемых ближайшими конкурентами. В этой связи была предпринята попытка анализа позиций вуза. Результаты: авторами предлагается составлять форму внутренней отчетности образовательного учреждения, на базе которой оценивается динамика позиций вуза в международных и национальных рейтингах по годам на протяжении последних пяти лет. Это позволяет оценить существующую стратегию развития вуза с точки зрения ее соответствия актальным трендам запросов студентов и работодателей, конкурентоспособности вуза на современном этапе.
Скачивания
Литература
2. Бобиенко О.М. Рейтинг университета как управленческий инструмент // Вестник ТИСБИ, 2021, no. 2, с. 13-23.
3. Воробьев А.Е. Глобальный или национальный рейтинг вузов? // Современные технологии управления, 2016, no. 6 (66).
4. Галазова С.С. Модернизация рейтингового инструментария высшей школы в условиях цифровой экономики // Инновации и инвестиции, 2022, no. 12, с. 71-76.
5. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России, 2020, т. 29, no. 2, с. 9-26.
6. Зернова В.А., Карамурзов Б.С., Карамурзов Р.Б. О конкурентоспособности российских университетов // Высшее образование сегодня, 2023, no. 2, с. 2-10.
7. Лоскутова М.А. Обеспечение конкурентоспособности пула российских вузов на мировом рынке образовательных услуг при занятии топовых мест в рейтингах международных университетов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2020, no. 3, с. 148-151.
8. Москалева О. (2014). Рейтинги университетов: правила составления и система оценок // Университетская книга, 2014, no. 4, c. 20-25.
9. Публичная отчетность образовательной организации: формирование, экономический анализ, рейтинговая оценка. Москва, КНОРУС, 2023. 288 c.
10. Сивински В. Академические рейтинги и перспективы их развития // Вопросы образования, 2017, no. 1, с. 158- 166.
11. Федосова Ю.А. Международные рейтинги как современные инструменты оценки деятельности университета // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология, 2020, т. 10, no. 1, с. 85-95.
12. Фирова И.П., Бикезина Т.В., Редькина Т.М. Занятие топовых позиций в рейтингах – актуальный тренд развития отечественных университетов // Глобальный научный потенциал, 2020, no. 10 (115), с. 172-174.