Особенности бухгалтерского учета и налогообложения операций по реализации товаров на маркетплейсах

  • Мария Сергеевна Пономарева Белорусский государственный экономический университет
  • Татьяна Геннадьевна Ускевич Белорусский государственный экономический университет
Ключевые слова: бухгалтерский учет, маркетинговые инструменты, маркетплейс, налогообложение, реализация товаров

Аннотация

Предмет: в настоящее время самым быстрорастущим каналом продаж становится торговля на маркетплейсах. Несмотря на достаточную популярность данной формы торговли, бухгалтерский учет и налогообложение расчетных операций между продавцом товаров и маркетплейсом вызывают много вопросов. Цель: изучение актуальных вопросов бухгалтерского учета и налогообложения операций по реализации товаров на маркетплейсах (документальное оформление, бухгалтерский учет и налогообложение у продавца товаров и маркетплейса, особенности бухгалтерского учета и налогообложения предоставления покупателям маркетинговых инструментов). Дизайн исследования: в процессе исследования были использованы такие методы, как анализ, синтез, сравнение, следствием которых является логический вывод о необходимости проработки отдельных вопросов бухгалтерского учета и налогообложения операций по реализации товаров на маркетплейсах. Результаты: авторами даны рекомендации по документальному оформлению (порядок оформления первичных учетных документов по оказываемым маркетплейсом услугам), отражению на счетах синтетического и аналитического учета операций по реализации товаров как со стороны продавца товаров, так и со стороны маркетплейса. Особое внимание уделено порядку расчета НДС и налога на прибыль по операциям, связанным с реализацией товаров. Систематизированы основные виды скидок, используемые на маркетплейсах, с их отражением в учете.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Мария Сергеевна Пономарева, Белорусский государственный экономический университет

канд. экон. наук

Татьяна Геннадьевна Ускевич, Белорусский государственный экономический университет

канд. экон. наук, доц.

Литература

1. Гаджиева М.А. Бухгалтерский учет при реализации товаров через маркетплейсы // Экономика. Управление. Финансы, 2023, no. 1 (31), с. 126-132.
2. Егоров В.Ф., Егорова Н.М. Целевой маркетинг в коммерческой деятельности торгового предприятия // Журнал правовых и экономических исследований, 2015, no. 1, с. 128-133.
3. Зонова А.В., Горячих С.П., Печенкин К.А. Продажа товаров на маркетплейсах: учет и налогообложение // ЕГИ, 2022, no. 40 (2).
4. Катаева Н.Н. Продажа товаров через маркетплейсы: особенности учета и документального оформления // Главная книга, 2023, no. 12.
5. Коротаев С.Л. Бухгалтерский и налоговый учет товарных операций с маркетплейсами – резидентами Республики Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ, 2023, no. 8 (320), с. 30-46.
6. Котова С.А. Особенности ведения бухгалтерского учета в условиях торговой деятельности на электронных площадках // Вестник науки, 2023, no. 11 (68), с. 81-90.
7. Куликова О.М., Суворова С.Д. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2020, no. 6 (48), с. 50-55.
8. Марченков А.А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Научные стремления, 2019, no. 26.
9. Нардина С.А. Особенности продаж через маркетплейсы: организация и осуществление учета у продавца // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2023, no. 12-1, с. 118-125.
10. Пономарева М.С. Идентификация видов маркетинговых инструментов стимулирования продаж в бухгалтерском учете // Бухгалтерский учет и анализ, 2021, no. 10 (298), с. 49-54.
11. Самкова Н.А. Работа с маркетплейсами: документооборот, системы налогообложения и бухгалтерский учет // Налоговая политика и практика, 2023, no. 6 (246), с. 40-44.
12. Сибгатуллин T.A., Ивановская А.В. Особенности отражения операций «cashback» в российской учетной практике // Материалы Международного симпозиума по управлению, экономике и финансам. Казань, 2017, с. 267-270.
Опубликован
2024-04-18
Раздел
Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика