Предпрогнозный анализ временного ряда с выявлением тренд-сезонных компонент методом четверикова с использованием средств MS Excel1

  • Дина Николаевна Савинская Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
  • Лариса Олеговна Великанова Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
  • Лада Константиновна Дунская Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
  • Маргарита Игоревна Попова Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
Ключевые слова: временной ряд, анализ временных рядов, метод Четверикова, итерационные методы фильтрации данных, оценка тренда, тренд, оценка периода, коэффициент напряженности волны, тренд-сезонные компоненты

Аннотация

Цель: статья посвящена выявлению тренд-сезонных компонент с использованием итерационных методов фильтрации временного ряда продаж питьевой минеральной воды по Краснодарскому краю. Вычисления и отрисовка графиков проведены в среде MS Excel. Обсуждение: согласно описанным целям исследования и по результатам проведенного анализа характеристик временного ряда, авторами пошагово представлена реализация метода Четверикова в качестве метода фильтрации данных. При использовании данного метода ряд подвергают итерационной фильтрации три раза (производят итерационные вычисления сезонной волны и вычитают полученные показатели из исходного ряда). Таким образом, производится предпрогнозная подготовка временного ряда к дальнейшему прогнозированию, и уменьшается степень влияния сезонной компоненты на ряд. Результаты: результатом исследования является представленная для визуализации пошаговая фильтрация тренд-сезонного временного ряда объемов продажи питьевой бутилированной воды и вычисленные характеристики: оценки тренда, отклонений, коэффициента напряженности волны. Полученные показатели фактически являются предпрогнозными, а их дальнейшее использование позволит подобрать эффективные прогнозные методы и модели.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-11-20
Раздел
Математические методы в экономике