Информационная безопасность несовершеннолетних в аспекте функционирования цифровой образовательной среды

  • Э. И. Лескина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: персональные данные, несовершеннолетние, информационная система, цифровая образовательная среда, согласие на обработку, принцип минимизации, цифровизация, цифровой профиль

Аннотация

Цифровизация общественных отношений, повсеместное внедрение информационных технологий, распространение Интернета приводят к трансформации самих отношений и роли субъектов таких отношений и новым вызовам и угрозам информационной безопасности. Несовершеннолетние являются одной из целевых групп по деструктивному влиянию, психологическому манипулированию, опасности последствийдля социальных связей и взаимодействий. Соответственно, формирующийся пластправового обеспечения информационной безопасности детей начинает находить свою реализацию в виде образовательных проектов, внеурочной деятельности, мероприятий для родителей и т. д. Вместе с тем вопросы защиты персональных данных несовершеннолетних остаются пока за пределами детальной правовой регламентации, что приводит к возможным неблагоприятным последствиям не только в области неправомерных посягательств, но и в рамках полезных ресурсов. Цель настоящей статьи состоит в постановке проблем и выработке путей их разрешения в сфере обработки персональных данных несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) в связи с функционированием ФГИС «Моя школа». Отмечаются и требующие разрешения на законодательном уровне вопросы обработки персональных данных несовершеннолетних. В работе использованы методы как эмпирического (анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация), так и теоретического (методы построения и исследования объекта исследования и методы построения и оправдания теоретического знания) уровней, сравнительно-правовой, исторический методы.

Скачивания

Биография автора

Э. И. Лескина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

кандидат юридических наук, доцент департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права

Литература

Amelin R. V., Channov S. E. Some problems of using automated information systems in the fi eld of education // Informatics and Education. 2016. No. 1. P. 50–54.

Vinogradova E. V., Polyakova T. A., Minbaleev A. V. Digital profi le concept, regulatory mechanisms and implementation problems // Law enforcement. 2021. Vol. 5, No. 4. P. 5–19.

Dugenets A. S., Pavlova L. V. State regulation of ensuring the information security of minors as a component of Russia’s national security // Administrative law and process. 2023. No. 5. P. 22–25.

Kovaleva N. N. Structuring data processed by subjects of the system for preventing neglect and juvenile delinquency // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2022. No. 6 (149). P. 279–282.

Lebedeva N. Every third teenager spends a third of his life online. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyjtretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html

Savelyev A. I. Scientific and practical article-by-article commentary on the Federal Law «On Personal Data». 2nd edition, revised and expanded. Moscow : Statute, 2021.

Prudnikova L. B., Shenshin V. M., Gleiberman N. S. Information and information security as attributes of civil society (a brief overview of the relationship) // State power and local self-government. 2022. No. 7. P. 7–9.

Ethics and «digital» – briefly about the main thing. Robot doctor, robot teacher, robot policeman : social risks and industry ethical challenges : analyst. note to volume 2 of the report. «Ethics and “digital”: ethical problems of digital technologies». M.: RANEPA, 2020. 124 p.

Опубликован
2025-03-06
Раздел
Цифровизация. Цифровое право. Искусственный интеллект