Передача государственных полномочий негосударственным организациям: проблемы понятийного аппарата и пути их решения

  • Рафаэль Зиннурович Хасянов Национальный исследовательскийуниверситет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: государственные полномочия, передача, делегирование, наделение, публично значимые функции, негосударственные организации

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы понятийного аппарата передачи государственных полномочий негосударственным организациям. В связи с тем, что данный институт появился достаточно недавно, в настоящее время отсутствуют определения наиболее базовых его терминов. В статье отмечается, что нет ясности и однозначности в том, как именно квалифицировать природу данного процесса: это «делегирование» полномочий, «наделение» полномочиями, «перераспределение» полномочий, «переход» полномочий, «возложение» полномочий, «предоставление» полномочий или «передача» полномочий? Также непонятно в этом феномене то, что именно передается: «полномочия», «компетенции», «функции», «услуги», «управленческий процесс». Кроме того, что имел в виду Конституционный Суд Российской Федерации, вводя в обиход термин «публично значимые функции»? В этой связи в работе сделана попытка предложить возможные варианты основных терминов данного института с их научным обоснованием.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Рафаэль Зиннурович Хасянов, Национальный исследовательскийуниверситет «Высшая школа экономики»

аспирант Департамента дисциплин публичного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Ведомости СНД и ВС РФ, 28.05.1992, № 21, ст. 1141.
3. Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. М.: Институт права и публичной политики, 2005. С. 290-320.
4. Российская газета, № 101, 28.05.1998.
5. Собрание законодательства РФ, 17.01.2000, № 3, ст. 353.
6. Российская газета, № 293, 28.12.2005.
7. Собрание законодательства РФ, 30.07.2012, N 31, ст. 4470.
8. Парламентская газета, № 126-127, 03.08.2006.
9. Собрание законодательства РФ, 06.11.2006, № 45, ст. 4626.
10. Парламентская газета, № 140-141, 27.07.2002.
11. Бюллетень Верховного Суда РФ, № 11, ноябрь, 2016.
12. Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1391.
13. Глушко Е.К. Административно-правовая природа государственных корпораций [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
14. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. С. 150-250.
15. Шарифов М.Ш. Институт суверенитета в условиях системы многоуровневого управления // Конституционное и муниципальное право. – М.: Юрист, 2009. № 14. С. 18.
16. Дементьев А.Н. Законодательная девальвация полномочий исполнительных органов государственной власти: последствия и пределы допустимого // Конституционное и муниципальное право. – М.: Юрист, 2016. № 7. С. 41.
17. Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. – М.: Норма, 2007. № 2. С. 105.
18. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М.: Юристь, 2001. С. 253.
19. Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю.. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 2002. С. 233.
20. Юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. С. 547.
21. укашов Л. А., Подсумкова А. А. Словарь основных понятий и терминов по местному самоуправлению. Саратов, 1999. С. 47–48.
22. Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
23. Парламентская газета, № 186, 08.10.2003.
24. Соломка Н. И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999 С. 125–127.
25. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. С. 27
26. Кузнецова Н. В. Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 145, 148.
27. Дряхлов С. К. Разграничение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: (на примере Ленинградской области): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 177; Капитанец Ю. В. Правовые основы и организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 121, и др.
28. Денисова Г.Д. Публично-правовые аспекты передачи властных полномочий: понятие, принципы, формы // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2010, № 2 (9). - С. 195.
29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СПС «КонсультантПлюс».
30. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2009. С. 181.
31. Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. С. 31; Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 30 - 41; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. I. М., 2002. С. 169 - 200.
32. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2011. С. 34; Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М., 2008. С. 362.
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // URL: http://ozhegov.textologia.ru/definit/polnomochie/?q=742&n=195851 (дата обращения – 23.03.2019 г.).
34. Административное право. Словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / Б. В. Россинский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 270, [2] с.
35. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3. – С. 96
36. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
37. Бачило И. Л., Лапина М.А., Карпухин Д. В. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. - 2016. - № 3. - С. 18
38. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. – 2006. – № 2. – С. 7.
39. Бачило И. Л., Лапина М.А., Карпухин Д. В. Указ. соч. С. 14.
40. Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х. Полномочия федеральных органов исполнительной власти: количественный анализ и классификация // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 1. – С. 111.
41. В Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ст. 7.1. Порядок изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий.
42. Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х. Указ. соч. С. 111.
43. Глушко Е.К. Административная реформа (зарубежный и российский опыт). М.: ТЕИС, 2009. – 147 с. - ISBN 978-5-7218-1100-5.
44. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2310-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
45. Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 № 1447-О «По жалобе граждан Вишневского Бориса Лазаревича и Шапчица Павла Анатольевича на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 9 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
46. Жилина С.Б. Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2006. С. 6 - 7.
47. Джагарян А. Конституционная природа муниципальных учреждений и ее отражение в зеркале реформы бюджетной сферы [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
48. Занин Т.В. Проблемы соотношения положений ст. 5.59 КоАП РФ и понятия «публично значимые функции» // КриминалистЪ. 2014. № 2 (15). С. 79.
49. «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
Опубликован
2020-02-14
Раздел
Государственная власть. Законодательный процесс. Конституционное право