Передача государственных полномочий негосударственным организациям: проблемы понятийного аппарата и пути их решения
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы понятийного аппарата передачи государственных полномочий негосударственным организациям. В связи с тем, что данный институт появился достаточно недавно, в настоящее время отсутствуют определения наиболее базовых его терминов. В статье отмечается, что нет ясности и однозначности в том, как именно квалифицировать природу данного процесса: это «делегирование» полномочий, «наделение» полномочиями, «перераспределение» полномочий, «переход» полномочий, «возложение» полномочий, «предоставление» полномочий или «передача» полномочий? Также непонятно в этом феномене то, что именно передается: «полномочия», «компетенции», «функции», «услуги», «управленческий процесс». Кроме того, что имел в виду Конституционный Суд Российской Федерации, вводя в обиход термин «публично значимые функции»? В этой связи в работе сделана попытка предложить возможные варианты основных терминов данного института с их научным обоснованием.
Скачивания
Литература
2. Ведомости СНД и ВС РФ, 28.05.1992, № 21, ст. 1141.
3. Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. М.: Институт права и публичной политики, 2005. С. 290-320.
4. Российская газета, № 101, 28.05.1998.
5. Собрание законодательства РФ, 17.01.2000, № 3, ст. 353.
6. Российская газета, № 293, 28.12.2005.
7. Собрание законодательства РФ, 30.07.2012, N 31, ст. 4470.
8. Парламентская газета, № 126-127, 03.08.2006.
9. Собрание законодательства РФ, 06.11.2006, № 45, ст. 4626.
10. Парламентская газета, № 140-141, 27.07.2002.
11. Бюллетень Верховного Суда РФ, № 11, ноябрь, 2016.
12. Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1391.
13. Глушко Е.К. Административно-правовая природа государственных корпораций [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
14. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. С. 150-250.
15. Шарифов М.Ш. Институт суверенитета в условиях системы многоуровневого управления // Конституционное и муниципальное право. – М.: Юрист, 2009. № 14. С. 18.
16. Дементьев А.Н. Законодательная девальвация полномочий исполнительных органов государственной власти: последствия и пределы допустимого // Конституционное и муниципальное право. – М.: Юрист, 2016. № 7. С. 41.
17. Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. – М.: Норма, 2007. № 2. С. 105.
18. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М.: Юристь, 2001. С. 253.
19. Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю.. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 2002. С. 233.
20. Юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. С. 547.
21. укашов Л. А., Подсумкова А. А. Словарь основных понятий и терминов по местному самоуправлению. Саратов, 1999. С. 47–48.
22. Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
23. Парламентская газета, № 186, 08.10.2003.
24. Соломка Н. И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999 С. 125–127.
25. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. С. 27
26. Кузнецова Н. В. Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 145, 148.
27. Дряхлов С. К. Разграничение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: (на примере Ленинградской области): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 177; Капитанец Ю. В. Правовые основы и организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 121, и др.
28. Денисова Г.Д. Публично-правовые аспекты передачи властных полномочий: понятие, принципы, формы // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2010, № 2 (9). - С. 195.
29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СПС «КонсультантПлюс».
30. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2009. С. 181.
31. Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. С. 31; Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 30 - 41; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. I. М., 2002. С. 169 - 200.
32. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2011. С. 34; Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М., 2008. С. 362.
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // URL: http://ozhegov.textologia.ru/definit/polnomochie/?q=742&n=195851 (дата обращения – 23.03.2019 г.).
34. Административное право. Словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / Б. В. Россинский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 270, [2] с.
35. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3. – С. 96
36. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
37. Бачило И. Л., Лапина М.А., Карпухин Д. В. Методология систематизации функций и полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. - 2016. - № 3. - С. 18
38. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. – 2006. – № 2. – С. 7.
39. Бачило И. Л., Лапина М.А., Карпухин Д. В. Указ. соч. С. 14.
40. Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х. Полномочия федеральных органов исполнительной власти: количественный анализ и классификация // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 1. – С. 111.
41. В Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ст. 7.1. Порядок изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 35. Отставка Правительства Российской Федерации и сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий.
42. Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х. Указ. соч. С. 111.
43. Глушко Е.К. Административная реформа (зарубежный и российский опыт). М.: ТЕИС, 2009. – 147 с. - ISBN 978-5-7218-1100-5.
44. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2310-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
45. Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 № 1447-О «По жалобе граждан Вишневского Бориса Лазаревича и Шапчица Павла Анатольевича на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 9 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
46. Жилина С.Б. Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2006. С. 6 - 7.
47. Джагарян А. Конституционная природа муниципальных учреждений и ее отражение в зеркале реформы бюджетной сферы [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
48. Занин Т.В. Проблемы соотношения положений ст. 5.59 КоАП РФ и понятия «публично значимые функции» // КриминалистЪ. 2014. № 2 (15). С. 79.
49. «Российская газета», N 256, 31.12.2001.