Язык и право в философии Джорджо Агамбена

  • Тагир Маратович Хабибулин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: Джорджо Агамбен, клятва, перформатив, право, религия, язык

Аннотация

В статье критически рассматриваются воззрения современного итальянского философа Джорджо Агамбена на проблему соотношения права и языка. Тезисы Агамбена представляют большой интерес для философии права, поскольку они, во-первых, предлагают новый взгляд на генеалогию и назначение права (право как институт, сообщающий языку возможность влиять на мир фактов), и во-вторых, радикальным образом ставят под сомнение существующее отношение между правом и языком. Основной тезис Агамбена выстраивается вокруг предположения о том, что в области его функций право, как и религия, наследует более древнему феномену клятвы, который призван обеспечить надежную связь между языком и миром фактов. Для того, чтобы клятва (а впоследствии право и религия) была эффективной, необходимо, чтобы она существовала в рамках определенного языкового опыта, который предполагает наличие фигуры Бога, гарантирующего ее надежность. Критический тезис Агамбена по отношению к существующему состоянию проблемы заключается в том, что сегодня язык в праве более не способен опираться на фигуру Бога для обоснования собственной способности влиять на факты и потому тот языковой опыт, внутри которого право появилось и продолжает существовать, находится в безвыходном кризисе. В данной статье автор встраивает тезисы Агамбена о праве и языке в общий контекст его философских воззрений, чтобы выявить методологические ограничения, присущие подходу Агамбена. В первую очередь эти ограничения проявляются в недостаточной проблематизированности границ права, отделяющих его от религии. Сущностные различия между этими феноменами размываются внутри однородной конструкции «языкового опыта». При этом допущенное Агамбеном обобщение, внутри которого право и религия оказываются неразличимыми, является контрпродуктивным для самого критического проекта Агамбена из фокуса которого исчезает его объект – право.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Тагир Маратович Хабибулин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аспирант кафедры теории и истории права

Литература

1. Дидикин А. Б. Формирование аналитической традиции в современной философии права // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2010. №. 1. С. 150
2. Derrida J. Force of Law: the «Mystical Foundation of Authority» / Deconstruction and the possibility of justice. Eds. Cornell D., Rosenfeld M., Carlson D. G. London. 1992. P. 22-29.
3. De la Durantaye L. Giorgio Agamben: A Critical Introduction. Stanford: Stanford University Press, 2009. 462 p.; Kishik D. The power of life: Agamben and the coming politics. Stanford: Stanford University Press, 2012. 144 p.; Murray A. Giorgio Agamben. London: Routledge, 2010. 154 p.; Whyte J. Catastrophe and redemption: The political thought of Giorgio Agamben. New York: SUNY Press, 2013. 223 p.
4. Агамбен Дж. Средства без цели. Заметки о политике М.: Гилея, 2015. С. 10.
5. The Work of Giorgio Agamben: Law, Literature, Life. Eds. Clemens J., Heron N. and Murray A. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2008. 224 p; Schütz A. Thinking the Law with and Against Luhmann, Legendre and Agamben // Law and Critique, 2000. vol. 11, no 2. P. 107-136; Zartaloudis T. Without Negative Origins and Absolute Ends: A Jurisprudence of the Singular // Law and Critique. 2002. vol. 13, no 2. P. 197-230; Zartaloudis T. Giorgio Agamben: Power, Law and the Uses of Criticism. London: Routledge-Cavendish, 2010. 336 p.
6. McLoughlin D. P. The politics of caesura: Giorgio Agamben on language and the law // Law and Critique. 2009. Vol. 20. no. 2. P. 163-176; Fiorovanti D. Language, exception, messianism: The thematics of Agamben on Derrida // The Bible and Critical Theory. 2010. Vol 6, no.1. P. 5.1-5.12;
7. Кобылин И. И. Исток и сингулярность: Дж. Агамбен и М. Фуко о рождении биовласти //Философия и общество. 2011. №. 3. С. 172-183.
8. Новиков Д. Два языка Джорджио Агамбена // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. №.1. С. 38-40.
9. Чубаров И.М. Беньямин Шмитту не товарищ, или ошибка Агамбена // Логос. 2012. № 5. С. 44-67.
10. Горяинов О. В. Право имеющий. К критике политической теологии. СПб.: Транслит, 2018. С. 53-55.
11. Agamben G. The sacrament of language: An archaeology of the oath. Stanford: Stanford University Press, 2011. 79 p. Также тезисы Агамбена о праве и языке в более сжатом виде можно обнаружить в следующих работах: Агамбен Д. Что такое повелевать? М.: Грюндриссе, 2013. С. 45-46. Агамбен Д. Оставшееся время: Комментарий к Посланию к Римлянам. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 172-176.
12. Agamben G. The sacrament of language: An archaeology of the oath. Stanford: Stanford University Press, 2011. P. 21.
13. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. С.187-188.
14. Фуко М. Археология знания. СПб.: Ника-центр, 2004. С. 68-70.
15. Fuggle S. Excavating government: Giorgio Agamben's archaeological dig // Foucault Studies. 2009. no. 7. P. 95-96; Кобылин И. И. Исток и сингулярность: Дж. Агамбен и М. Фуко о рождении биовласти // Философия и общество. 2011. №. 3.С. 180.
16. Agamben G. Signatura rerum: Sul metodo. Torino: Bollati Boringhieri, 2008. P. 110.
17. Agamben G. The sacrament of language: An archaeology of the oath. Stanford: Stanford University Press, 2011.
18. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. M.: DirectMEDIA, 1995. С. 27.
19. Austin J. L., Urmson J. O. How to Do Things with Words. The William James Lectures Delivered at Harvard University in 1955. Oxford: Clarendon Press, 1962. P. 5.
20. Агамбен Д. Что такое повелевать. М.: Грюндриссе, 2013.
21. Филон Александрийский Толкования Ветхого Завета. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000. С. 180.
22. Corner J. Fake news, post-truth and media-political change // Media, Culture & Society. 2017. Vol. 39, no. 7. P. 1100.
23. Познер Р. А. Экономический анализ права. СПб.: Экономическая школа, Т. 1, 2004. С. 164.
24. Декрет Грациана, часть II, казус 22, вопрос 5, глава 12. Цит. по: Полдников Д. Ю. Институт договора в правовой науке Западной Европы XI-XVIII веков. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 145.
25. Агамбен Д. Что такое повелевать М.: Грюндриссе, 2013. С. 50.
26. Новиков Д. Два языка Джорджио Агамбена // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. №.1. С. 39.
27. Агамбен Д. Что современно? Киев: Дух i лiтера , 2012. С. 36.
28. Coleridge S.T. Aids to Reflection. London, 1848. P. 1.
29. Беньямин В. К критике насилия / Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М., 2012. С. 86.
Опубликован
2020-02-14
Раздел
Теория и философия права. История государства и права