Категорирование подконтрольных лиц как условие выборочности государственного контроля и надзора

  • Саният Абдулганиевна Агамагомедова Пензенский государственный университет
Ключевые слова: государственный контроль и надзор, уровень риска, выборочность и достаточность, категорирование подконтрольных лиц, добросовестность, реформа государственного контроля и надзора, административная ответственность

Аннотация

В статье исследуется категорирование применительно к объектам контрольно-надзорной деятельности. Категорирование подконтрольных субъектов рассматривается как условие выборочности и достаточности государственного контроля и надзора. Делается вывод о том, что категорирование подконтрольных лиц присуще системе государственного контроля и надзора достаточно давно. В условиях реформы контрольно-надзорной деятельности она приобретает новый уровень, обусловленный необходимостью выбора объекта и уровня контрольно-надзорного воздействия в целях экономии государственных ресурсов. Дифференциация подконтрольных лиц используется и при профилактике нарушений как приоритетной составляющей современной системы государственного контроля и надзора. С учетом того, что категорирование подконтрольных лиц осуществляется на основе уровня риска, дается анализ критериев, характеризующих уровень риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. В качестве условий успешного использования категорирования выделены: регулярная переоценка рисков; возможность для перехода подконтрольных лиц из одной категории в другую; учет состояния сферы контрольно-надзорного воздействия. В качестве проблем категорирования подконтрольных лиц при реализации государственного контроля и надзора названы отсутствие системной связи реформы контрольно-надзорной деятельности и работы по оптимизации норм КоАП РФ, а также недостаточный учет фактора экономической интеграции.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Саният Абдулганиевна Агамагомедова, Пензенский государственный университет

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; тел. 927 362 76 45; 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40

Литература

1. Старилов Ю.Н., Давыдов К.В. Административная реформа в Российской Федерации на современном этапе: основные достижения, проблемы и перспективы // Правовая наука и реформа юридического образования. 2011. № 1 (24) C. 126.
2. Мартынов А.В., Ляпин И.Ф. К вопросу о понятии избыточных функций государственного управления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 3. С. 148.
3. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 7.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с изм. от 23.12.2003) (утратил силу) // "Российская газета", № 106, 03.06.2003
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (утратил силу) // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза URL.
7. Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований (утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61(11)). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
8. Приказ ФТС России от 01.12.2016 N 2256 (ред. от 20.12.2019) "Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности" // "Таможенные ведомости", N 3, март, 2017.
9. Агамагомедова С.А. Инвентаризация как мера, обеспечивающая проведение государственного контроля // Хозяйство и право. 2019. № 12. С. 103-109.
10. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 21.03.2019) "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности") // "Собрание законодательства РФ", 29.08.2016, № 35, ст. 5326.
11. Базовая модель определения критериев и категорий риска (утв. протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 N 19(3)) (вместе с "Требованиями к обоснованию предлагаемых федеральными органами исполнительной власти - участниками приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" категорий риска (классов опасности) и критериев риска в отношении осуществляемых ими видов государственного контроля (надзора)"). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
Опубликован
2020-07-27
Раздел
Административное право и процесс