Междисциплинарный подход к формированию системы антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации
Аннотация
В статье впервые обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к формированию содержательной стороны системы антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации. Данный подход подразумевает разработку не только организационных основ. Основное внимание уделено идее использования достижений наук международного права, уголовного права, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности при разработке, внедрении и реализации антикоррупционных политик и процедур в корпоративном секторе. Авторами предложено собственное определение антикоррупционного комплаенса, дана его общая характеристика, рассмотрены причины внедрения в корпоративные практики. Проанализированы особенности правового регулирования антикоррупционного комплаенса в России и за рубежом. Предпринята попытка институционализации понятийного аппарата, таких взаимосвязанных в контексте формируемой концепции научных категорий как коррупционное преступление, преступление коррупционной направленности, коррупционный риск. Основной целью внедрения в организациях антикоррупционного комплаенса является предотвращение совершения коррупционных деяний (преступлений и иных правонарушений) самими организациями, сотрудниками и деловыми партнерами. Авторы приходят к выводам о том, что содержательная сторона антикоррупционного комплаенса должна строиться, в том числе, с учетом междисциплинарных классификаций коррупционных преступлений применительно к корпоративному сектору; отобранных по специальной методологии выборочных данных из уголовно-правовых, криминалистических и оперативно-розыскных характеристик соответствующих противоправных посягательств, а также из методик их расследования. Антикоррупционный комплаенс должен быть ориентирован на выявление и снижение коррупционных рисков (междисциплинарного характера), включая необоснованные риски – риски незаконного привлечения к уголовной ответственности. По мнению авторов, предложенный междисциплинарный подход должен использоваться при разработке и внедрении стандартов и рекомендаций в сфере антикоррупционного комплаенса, обеспечивающих защиту российских компаний от коррупционных рисков. Данный подход повысит универсальность и практическую значимость антикоррупционных политик и процедур, а просветительские методы обеспечат их понимание и поддержку в широких слоях населения.
Скачивания
Литература
2. Ivanov, E. AML/CFT and anti-corruption compliance regulation: two parallel roads? // IACA Research Paper Series No. 2/2018 URL.
3. International standards on combating money laundering, the financing of terrorism and proliferation (the FATF Recommendations). [pdf] FATF. // URL.
4. Ivanov, E. Overview of Anti-Corruption Compliance Standards and Guidelines. Practical Tool. // URL.
5. Концепция организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций URL.
6. О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита. Указание Банка России от 15 марта 2018 г. № 4739-У // Вестник Банка России. 2018. № 46.
7. О требованиях к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита. Указание Банка России от 07 мая 2018 г. № 4792-У // Вестник Банка России. 2018. № 72.
8. Астанин В.В. Корпоративный антикоррупционный комплаенс: проблемы и ресурсы практического обеспечения // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 5-8.
9. Храмкин А.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль при проведении закупок // Государственные и муниципальные закупки - 2017. Сборник докладов XII Всероссийской практической конференции-семинара. М.: Компания Ладья, 2017. С. 95-100.
10. Neiger B., 2015. Successful Compliance. Vienna: Austrian Standards plus GmbH;Rho H.-K. The Compliance Role: A proposal for Improved Understanding URL.
11. Яни П.С., Прохоров Н.В. Антикоррупционный комплаенс в уголовно-правовой сфере: содержательный элемент // Российская юстиция. 2018. № 9. С. 54-57.
12. Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 12 ст. 1231.
13. Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3424.
14. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.
15. Указание Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24 января 2020 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // Документ официально опубликован не был.
16. Алихаджиева И.С. Комментарий к ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // Под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. - М.: Юстицинформ, 2009. С. 19.
17. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
18. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
19. Указание Генпрокуратуры России от 14 мая 2019 г. № 341/86 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления» // Законность. 2019. № 6.
20. Мазунин Я.М. О соотношении понятий криминалистической и оперативно-розыскной методик / Я.М. Мазунин, А.С. Кудрявицкий // Оперативник (сыщик). – М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2010. № 3. С. 51-55.
21. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
22. Cruz, J.M. (2015). “Police Misconduct and Political Legitimacy in Central America”. Journal of Latin American Studies, 47(2), 251-283, Stinson, P.M. Sr., Liederbach, J., Buerger, M., Steven, L., & Brewer, Jr. (2018). «To protect and collect: a nationwide study of profit-motivated police crime. Criminal Justice Studies». A Critical Journal of Crime, Law and Society, 31 (3), 310-331.