Проблематика федеративной композиции бюджетно-финансового суверенитета России
Аннотация
В статье исследуется проблематика федеративной композиции бюджетно-финансового суверенитета России. В связи с этим проанализирована действующая модель бюджетного федерализма России. На основе анализа выделены главные недостатки модели бюджетного федерализма России и причины их обуславливающие (напр., законодательное усмотрение). В качестве недостатков модели бюджетного федерализма России отмечены: излишняя централизованность федерального законодательства относительно урегулирования вопросов федеративных отношений, передача полномочий субъектам РФ без конституционно взвешенного финансового обеспечения, внесение изменений в федеральные целевые программы без учета в полной мере финансовых интересов субъектов, неясность и нечеткость в компетенции органов публичной власти по бюджетно-финансовым вопросам, «квазиосуществление» решений Конституционного Суда РФ - искажение законодателем на практике конституционно-правового смысла содержащихся в решениях предписаний. В качестве дискуссионного указан вопрос на предмет конституционности модели межбюджетного регулирования и так называемых «добровольных полномочий» субъектов РФ. В заключительной части статьи на основе проблематики указывается на необходимость последовательного укрепления суверенной государственности, гарантий федеративной целостности, содействию становлению относительной, объективно обоснованной независимости субъектов РФ и органов местного самоуправления. Также предлагается на нормативно-правовом уровне четко обозначить конституционно предопределенные функции и компетенцию всех уровней и органов публичной власти.
Скачивания
Литература
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
3. Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" от 26.04.2007 № 63-ФЗ
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа» // СЗ РФ. 2007. № 14. Ст. 174
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 г. № 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. №47. Ст.4968.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 405-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Агафонова Андрея Георгиевича, Агафоновой Натальи Игоревны и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
7. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» (по состоянию на 01.12.2020) (подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/10-20/00109521) // СПС Консультант Плюс.
8. Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23. С. 3 – 4.
9. Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №1 (13). С. 115-123.
10. Дементьева О.А. Проблемы реализации конституционного принципа бюджетной самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2016. № 9. С. 14 - 15.
11. Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003. С. 75 - 76.
12. Иванов В.В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. т. 13. №1. С. 5-14.
13. Ильин И. М. Парламентский контроль в бюджетной сфере // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2018. №4. (2). С.78-82.
14. Казак Е.С. Конституционно-правовые реформы федеративных отношений в России и Германии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 159 - 160.
15. Козюк М.Н. Правовое равенство в межбюджетных отношениях. Некоторые проблемы.// Сборник докладов второй региональной научно - практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования управления региональными финансами". 23 - 24 октября 2008. С. 112.
16. Колюшин Е.И. О квазиосуществлении решений Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 55 - 60.
17. Крусс В.И. Институт субфедерального законотворчества в Российской Федерации: состоятельность и перспективы конституционной модернизации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 45-54.
18. Крылов О.М. Непосредственное правотворчество народа как правовая форма организации денежного обращения Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Lex russica. 2015. № 9. С. 7 - 19.
19. Кудряшова Е.В. Принципы финансового права: особенности юридической техники // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 197.
20. Кудряшова Е.В. Финансовая безопасность в иерархии целей стратегического планирования в Российской Федерации // Право. Журнал Высшей Школы Экономики. 2019. № 2. С. 128 - 130.
21. Леднева Ю.В. Планирование публичных финансов как условие обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 11. С. 9 - 10.
22. Махерова И.В. К вопросу о понятии закона как источника финансового права // Финансовое право. 2008. № 12. С. 7–8.
23. Мирзоев М.Г. Современное состояние бюджетного федерализма в РФ: проблемы и законодательное регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 30 - 34.
24. Молодцов Т.Р. Конституционно-правовое регулирование финансовой системы современных государств. –дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. –М., 2014, 277 с.
25. Сергеев Д.Б. Вторичная (постоянная) легитимизация местного сообщества в рамках муниципального образования // Российский юридический журнал. 2012. № 2. С. 86 - 87.
26. Шакирова Р. К. О проблемах фискального федерализма в России // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: материалы Международной науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч.2. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 184–189.
27. Швецов Ю.Г. О состоянии российского бюджетного федерализма // Налоги и финансы. 2017. №2. С. 14-25.
28. Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000 - 2015) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 2. С. 35 - 36.