Риск-ориентированный подход как способ минимизации коррупции в контрольно-надзорной деятельности

  • Е. А. Артеменко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: контроль, надзор, виды контроля, риск-ориентированный подход, коррупция, коррупционные риски, плановые проверки, внеплановые проверки

Аннотация

Выдвигается гипотеза о целесообразности внедрения системы управления рисками в рамках борьбы с коррупцией в органах государственного контроля и надзора, использования методологии риск-ориентированного подхода в отношении коррупционных рисков, возникающих в контрольной (надзорной) деятельности. Анализируются системные меры, принимаемые для внедрения риск-ориентированного подхода с точки зрения возможных механизмов сокращения коррупции в данной сфере, а также внедрение риск-ориентированного подхода как механизма борьбы с коррупцией посредством повышения транспарентности деятельности, выявления коррупционных рисков и определения способов борьбы с ними, в том числе в ходе изучения передового международного опыта. Представлена краткая классификация международных подходов к использованию риск-ориентированного подхода в борьбе с коррупцией. Гипотезой статьи является представление об отсутствии риск-ориентированного подхода в рамках борьбы с коррупцией в ведомствах в пользу сплошного контроля, эффективность которого не высока. Предлагается выработать подход к определению, анализу, ранжированию коррупционных рисков по степени потенциальной опасности, принятию управленческих решений на основе выработанной системы рисков и внедрить данный подход в контрольных (надзорных) органах. Сформулированы возможные направления следующего этапа совершенствования риск-ориентированного подхода, включая борьбу с коррупцией.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Е. А. Артеменко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

эксперт Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики, руководитель проектов некоммерческого фонда Аналитического центра «Форум», ведущий аналитик АО «БАРС Груп»

Литература

1. Bernshtajn Piter L. Protiv bogov: Zamechatel'naya istoriya riska // Izd. ZAO «Olimp – Biznes». 2000. 396 р.
2. Ilyushina M. N. Grazhdansko-pravovye mekhanizmy minimizacii korrupcionnyh riskov v dogovornyh otnosheniyah // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2019. No 8. S. 3.
3. Mamina O. I. Administrativno-pravovoe regulirovanie transportnyh otnoshenij // Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2020. No 1(33).
4. Mezhdunarodnaya finansovaya korporaciya (IFC) pri podderzhke SHvedskogo agentstva po mezhdunarodnomu razvitiyu i sotrudnichestvu (Sida) v ramkah konsul'tativnoj pomoshchi IFC v Belarusi po uluchsheniyu delovoj sredy v respublike // Upravlenie riskami v nadzornoj deyatel'nosti: obzor metodologii i praktiki primeneniya. IFC. 2008. 71 s.
5. Nozdrachev A.F., Zyryanov S.M., Kalmykova A.V. Reforma gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya // ZHurnal rossijskogo prava. 2017. No 9. S. 34–46.
6. OESR. Reformy v sfere bor'by s korrupciej v stranah vostochnoj Evropy i central'noj Azii, dostizheniya i problemy, 2016-2019 gg. 2020. URL
7. Pleskun I. V. Usovershenstvovanie metodicheskogo instrumentariya risk-kontrolya klientov banka v kontekste realizacii effektivnogo risk-orientirovannogo podhoda // Biznes-Inform. 2019. No12. C. 302–310. DOI
8. Cifrovoe budushchee gosudarstvennogo upravleniya po rezul'tatam E. I. Dobrolyubova [et al.] // Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS. 2019. 114 s.
9. Yuzhakov V. N., Dobrolyubova E. I., Pokida A. N., Zybunovskaya N. V. Monitoring reformy gosudarstvennogo kontrolya glazami grazhdan // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2019. No 10.
10. Yuzhakov V. N., Dobrolyubova E. I., Pokida A. N., Zybunovskaya N. V. Ocenka rezul'tativnosti gosudarstvennogo kontrolya s pozicii biznesa: klyuchevye tendencii // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2020. No 2.
11. Ahmed M., Biskup R. Anti-Corruption Risk Assessment. 2013. URL
12. Becker G. S. Crime and punishment: An economic approach. The economic dimensions of crime // Springer. 1968. P. 13–68.
13. Black J. and Baldwin R. Really Responsive Risk–Based Regulation // Law & Policy. 2010. 32: 181-213. DOI
14. Blanc F. From chasing violations to managing risks. Origins, Challenges and Evolutions in Regulatory Inspections // Edward Elgar Publishing. 2018. 384 p.
15. Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO). Internal Control – Integrated Framework. Executive Summary. 2013. URL: URL
16. Council of Europe. Rationale and outline of a Corruption Risk Assessment methodology. 2019. URL
17. Dent P., Campbell G. The tone from the top the critical and misunderstood trickle down anti-corruption control // Deloitte LLP. 2016. URL
18. Edwards Ch. Entrepreneurs and Regulations: Removing State and Local Barriers to New Business // Cato Institute, Policy Analysis No. 916. 2021, May 5. Available at SSRN: URL
19. FATF (2021) The FATF recommendations (2012 – 2021), International standards on combating money laundering and the financing of terrorism & proliferation, Paris, France. URL
20. French Anti-Corruption Agency. Guidelines to help private and public sector entities prevent and detect corruption, influence peddling, extortion by public officials, unlawful taking of interest, misappropriation of public funds and favoritism. 2017. URL
21. Groves T., Osborne J., Tomlinson-Roe I., Tracey J. Tone from the Top. Transforming words into action // PricewaterhouseCoopers LLP. 2010. URL
22. Hampton P. The Hampton Review – Final Report – Reducing Administrative Burdens: Effective Inspection and Enforcement // HM Treasury. 2005. 147 р.
23. Montenegro Ministry Of Finance. (2011) Corruption Risk Assessment In Special Risk areas. Strategy for the Fight against Corruption and Organised Crime for the period 2010–2014. Podgorica. July, 2011. P. 73. URL URL
24. Neves F., Batista da Silva P., Menezes de Carvalho H. Artificial ladies against corruption: searching for legitimacy at the Brazilian Supreme Audit Institution // Revista de Contabilidade e Organizações. 2019. Vol. 13, P. 30–49. URL
25. OTIF An Introduction to the Basic Principles of Risk Assessment, Intergovernmental Organization for International Carriage by Rail. 2005. 18 p.
26. Škrbec Jure. Corruption Risk Management: Addendum to the Risk Management Guidelines. IPA twinning project Support to efficient prevention and fight against corruption. Skopje. 2016. URL
27. Treisman D. What have we learned about the causes of corruption from ten years of crossnational empirical research? // Annual Review of Political Science. 2007. 10 (1), 211–44.
28. Tump R. Land Corruption Risk Mapping. Developing a handbook on how to identify and tackle corruption risks in land governance // SLE PUBLICATION SERIES. 2017. S270-1. Berlin. URL
29. UK Government. UK anti-corruption strategy 2017 to 2022. 2017. URL
30. Van der Heijden Jeroen. Risk Governance and Risk-Based Regulation: A Review of the International Academic Literature // SSRN Electronic Journal. 2019. URL or URL
31. World Customs Organization. Guide to corruption risk mapping. 2015. URL
Опубликован
2022-08-15
Раздел
Административное право и процесс