Концепт деньги как триггер коммуникативного саботажа (на материале интернет-интервью)

  • Е. Э. Яренчук Курский государственный университет
  • Е. В. Чаплыгина Курский государственный университет
Ключевые слова: концепт «деньги», коммуникативный саботаж, реализация концепта, саботирование, интернет-дискурс, интернет-шоу

Аннотация

Весьма актуальным сегодня является вопрос описания формирования и течения интернет-коммуникации ввиду популярности и востребованности интернет-контента у массовой аудитории. Так, реализация и функционирование концепта «деньги» в интернет-интервью, по мнению авторов настоящей статьи, может способствовать скрытой конфронтации ситуации речевого общения со стороны собеседника – использованию таких речевых средств, которые не только позволяют избежать прямого ответа на поставленный интервьюером вопрос, но и повернуть разговор в выгодное для себя русло, поменять тему беседы. Авторами преследуется цель описания способности концепта «деньги», вербализированного в реплике-вопросе интернет-интервью, вызывать чувство фрустрации у собеседника, которое, в свою очередь, заставляет последнего саботировать вопрос интервьюера. Под коммуникативным саботажем в настоящей статье понимается такое средство речевой манипуляции, которое используется говорящим с целью воздействия на сознание реципиента и навязывания аудитории своего мнения. Методом сплошной выборки были определены отрывки интервью, включающие вопросы, в которых реализуется концепт «деньги», и проанализированы ответы на данные вопросы. В исследуемых интернет-интервью концепт «деньги» вербализуется разнообразными лексическими средствами: числительными, наименованиями валют, просторечными и жаргонными лексемами, заимствованиями из английского языка и т. д. Использование коммуникативного саботажа участниками интервью было зафиксировано практически во всех рассматриваемых фрагментах интернет-программы, однако также подчеркивается, что в некоторых случаях реципиент готов давать ответы на поставленные провокационные вопросы и не саботировать речевую ситуацию – здесь необходимо учитывать как специфику коммуникативной ситуации, так и отношения между собеседниками, а также особенности личности говорящего.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Е. Э. Яренчук, Курский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации

Е. В. Чаплыгина, Курский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации

Литература

1. Karasik V. I. YAzykovoj krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd: Peremena, 2002. 477 p.
2. Babushkin А. P. Tipy kontseptov v leksiko-frazeologicheskoj semantike yazyka [Types of concepts in lexical and phraseological semantics of language]. Voronezh: Izdvo Voronezhskogo gosudarstvennogo un-ta, 1996. 104 p.
3. Pishhal'nikova V. А. Znachenie i kontsept [Meaning and concept]. In: Vestnik MGLU. Vyp. 541. Seriya Lingvistika. Moscow, 2007. 312 p.
4. Vezhbitskaya А. Semanticheskie universalii i opisanie yazykov [Semantic universals and language description]. A. Vezhbitskaya; per. s angl. А. D. SHmeleva; pod red. T. V. Bulyginoj. Moscow: YAzyki russkoj kul'tury, 1999. 780 p.
5. Vezhbitskaya А. Ponimanie kul'tur cherez posredstvo klyuchevykh slov [Understanding cultures through their key words]. Per. s angl. А. D. SHmeleva. Moscow: YAzyki russkoj kul'tury, 2011. 288 p.
6. Nikolaeva T. M. Lingvisticheskaya demagogiya [Linguistic demagogy]. In: Pragmatika i problemy intensional'nosti. Moscow, 1988. Pp. 154–165.
7. Dotsenko E. L. Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashhita [Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection]. Moscow: CHeRo; Izd-vo MGU, 1997. 344 p.
8. Аndreeva V. YU. Strategii i taktiki kommunikativnogo sabotazha [Strategies and tactics of communicative sabotage]. PhD Dissertation Abstract. Kursk: Kursk State University, 2009. 24 p.
9. Yarenchuk E. EH. Kommunikativnyj sabotazh i rechevaya manipulyatsiya v mediadiskurse Rossii i SSHА [Communicative sabotage and speech manipulation in Russian and American media discourses]. In: Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2020. No. 1 (36).
URL
10. Yarenchuk E. EH. Kognitivnaya model' kommunikativnogo sabotazha v diskurse analiticheskogo tok-shou [Cognitive model of communicative sabotage in analytical talk show discourse]. In: Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2019. No. 2 (33). URL
11. Antonova S. N., Ostapenko A. S., Pletyago T. Yu. Strategiya vystraivaniya novostnogo diskursa v internet-media [Strategy of developing news discourse on the internet]. In: Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2019. No. 1. Pp. 25–33. URL
Опубликован
2021-12-21
Как цитировать
Яренчук, Е. Э., & Чаплыгина, Е. В. (2021). Концепт деньги как триггер коммуникативного саботажа (на материале интернет-интервью). Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (4), 56-63. https://doi.org/10.17308/lic.2021.4/3811
Раздел
Теория языка