Прогнозирование влияния антисанкционных мер экономической политики на экономики региона
Аннотация
Предмет: интенсивное введение экономических санкций в отношении России началось в 2014 году. На протяжении всего периода до настоящего времени происходит расширение их спектра. Введенные санкции оказывают противоречивое влияние на экономику страны и отдельных регионов, что обусловлено структурой их экономики и антисанкционными мерами, принимаемыми на федеральном и региональном уровнях. В научной литературе в настоящее время в основном представлены исследования «постфактум», характеризующие состояние различных пространственно-функциональных подсистем России в условиях уже действующих санкций. Цель: в то же время существенное значение имеет прогнозирование последствий санкций и антисанкционных мер, принимаемых органами власти различных уровней для их нивелирования. Прогноз действенности антисанкционных мер, принятых в России, является целью данного исследования. Дизайн исследования: прогнозирование последствий экономических санкций представляет значительную проблему в силу разновекторности их влияния. В еще большей степени это касается прогнозирования вводимых санкций. В данном случае невозможно использовать фактические данные, что делает единственно возможным способом прогнозирования экспертную оценку. В данном исследовании использованы результаты анкетирования в Воронежской области трех групп экспертов: 1) представителей бизнеса; 2) исполнительных органов государственной власти (ИОГВ); 3) научно-педагогического сообщества (НПС). Оценка значимости и вероятности использования антисанкционных мер проводилась по балльной шкале от 2 до 5, учтывалась степень согласованности мнений экспертов по коэффициенту вариации. Результаты: проведение расчетов по данным прогнозов экспертов показало, что уровень значимости 10 из 30 сформулированных мер не идентифицирован. Высокую значимость ни одной из мер не прогнозирует ни одна экспертная группа. Значимыми признаны: федеральные субсидии на обслуживание кредитов, направленных на увеличение объемов реализации продукции и повышение конкурентоспособности; федеральные льготы по налогообложению малого и среднего предпринимательства (МСП) на прирост оборотных средств и развитие предприятий; федеральные субсидии на разработку и организацию производства новых видов продукции, модернизацию линейки выпускаемой продукции; федеральные субсидии на стимулирование спроса российской промышленной продукции; региональные субсидии организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты; региональные льготы по налогообложению МСП на инвестиционные цели и инновационное развитие. Вероятность реализации указанных мер оценена представителями бизнеса и НПС на более низком уровне, чем значимость. Эксперты ИОГВ прогнозируют высокую вероятность их использования. Степень согласованности мнений экспертов каждой группы в основном средняя и ниже.