Методологические подходы к оценке налоговой устойчивости компании в России на современном этапе
Аннотация
Предмет: в последние годы в нашей стране наблюдается активное развитие такой области знаний и практической аналитики, как налоговый менеджмент. Выделение отдельного вектора управленческих воздействий – налогового – обусловлено тем, что менеджеры постепенно приходят к пониманию того, что аналитика в области налоговых платежей компании имеет критическую важность для повышения эффективности бизнеса. Подобная значимость объясняется как, собственно, объемом сумм, которые взимаются государством, так и потенциалом их снижения при эффективном формировании и реализации корпоративной налоговой политики. Цель: исследование методологических подходов к оценке налоговой устойчивости российской компании. Дизайн исследования: теоретической и методологической основой исследования послужили положения теорий и концепций налогового менеджмента, финансового анализа, теории устойчивости систем. В ходе исследования использовались общие и специальные методы научного познания: системный подход, категориальный, логико-структурный анализ и синтез, детализация и обобщение, группировка и сопоставление. Результаты: рассмотрены дефиниции понятия «налоговая устойчивость компании», проведен обзор и критический анализ подходов различных авторов к ее оценке. Выявлено, что многие исследователи предлагают осуществлять оценку налоговой устойчивости в контексте оценки финансовой устойчивости компании, что не является в полной мере методологически корректным. Обосновано, что оценка налоговой устойчивости компании должна осуществляться на основе использования совокупности интегральных и частных показателей.