Молодежь как стратегический ресурс будущего развития: ценностные ориентации, планы, мечты
Аннотация
Цель: Работа посвящена выявлению степени готовности студентов принять и поддержать идеологию инновационного, опережающего развития страны, прорыва в шестой технологический уклад. Обсуждение: В предпринятое социологическое исследование включены, в основном, вопросы, которые не затрагивались другими исследователями молодежных проблем. Они касаются представлений студентов о будущем научно-технологическом развитии России, их предпочтений в этой области, их планов относительно собственной будущей профессиональной карьеры. Анализируется желание (или нежелание) респондентов заниматься наукой, а также представления студентов о престижности различных профессий, во многом определяющие их поведенческие стратегии. Особенностью подхода к анкетированию является включение в анкету нескольких вопросов на одну тему, поставленных в разной форме или отражающих разные аспекты темы, с целью получения более адекватного результата. Результаты: Исследование установило, что ускоренному освоению шестого технологического уклада препятствуют следующие ценностные ориентации молодежи: отсутствие большой, высокой мечты и высоких целей; смещение ценностных ориентиров в сторону гедонизма, излишний прагматизм; признание приоритетными лишь тех технологий шестого уклада, которые непосредственно связаны с качеством и продолжительностью жизни; инфантилизм, непонимание того, что уровень и качество жизни зависят от внедрения передовых технологий; ориентация на работу в науке за рубежом.