Интеллектуальный анализ потребительского спроса в условиях информационной асимметрии
Аннотация
Цель: работа направлена на решение актуальной проблемы сегментации клиентской базы, выявление намерений потребителей и исследование потребительского спроса на выбранные категории товаров и услуг в течение определенного периода времени с целью оптимизации плана продаж. Обсуждение: предлагаемый в работе метод основан на применении алгоритма кластеризации на основе метода k-средних относительно динамических признаков клиентов о совершенных ими покупках, когда нет необходимости вести персонифицированный учет клиентов. Реализация алгоритма k-средних и его модификаций является достаточно простой и гибкой, показана в работе с использованием инструментария электронных таблиц. Результаты: рассмотрены вопросы выбора количества кластеров, мер близости объектов для их разделения между кластерами, а также вопросы интерпретации результатов кластеризации и дальнейшего анализа и применения полученного разбиения. Реализованная методика позволяет, располагая данным о портрете целевой аудитории, обращаться к различным сегментам клиентской базы с определёнными предложениями, тем самым увеличивая лояльность клиентов. С помощью описанных методов и подходов возможно эффективно исследовать модели потребительского спроса на отдельные наборы товаров в зависимости от намерений различных групп покупателей.