Модель хозяйствования государственных предприятий как новой элементарной экономической клетки (ЭЭК) общества по сравнению с частными предприятиями
Аннотация
Цель: рассмотреть новую модель хозяйствования государственных предприятий, которая должна основываться не на капиталистической теории стоимости, прибыль в ней должна определяться от выручки, по нормативу к стоимости производственных фондов. Обсуждение: если перейти к перевороту модели хозяйствования, то на государственных предприятиях пойдёт совсем другая жизнь. Теоретическим фундаментом условий эффективности предлагаемой новой модели хозяйствования государственных предприятий выступают три закона диалектики и Гегелевская триада развития. Экономисты, приверженные институциональной теории, не выходят за рамки критики остатков феодальных отношений, которые еще есть во многих странах, и ведут речь о «правилах игры» только для условий частной собственности на средства производства. Как известно, после второй мировой войны значительная национализация частных предприятий была проведена в Великобритании и во Франции. В Великобритании это сделали лейбористы, победившие на выборах в 1944 г., а во Франции были национализированы предприятия тех частных собственников, которые во время Второй мировой войны сотрудничали с оккупантами. Ни в Великобритании, ни во Франции не перевернули для национализированных предприятий ту модель хозяйствования, которая сложилась в условиях частной формы собственности на средства производства. Это привело к тому, что государственные предприятия работали хуже частных предприятий и в результате объявили, что государство – плохой капиталист. А государство и не должно брать на себя роль капиталиста на национализированных предприятиях, заменяя частных предпринимателей. Государство по отношению к принадлежащим ему предприятиям в соответствии с законами диалектики оказывается в роли совокупного феодала. Для государственных предприятий не подходят такие же «правила игры», которые выработала практика для частных предприятий. Результаты: модель хозяйствования государственных предприятий может быть внедрена не только в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, но и в добывающем секторе и в сельском хозяйстве.