Проблемы выхода выпускников вузов на рынок труда: амбиции, реальность, перспективы
Аннотация
Предмет: личностные и профессиональные установки студенческой молодежи высших учебных заведений относительно своего будущего выхода на рынок труда. Это касается приобретаемых компетенций, ценностных ориентаций, собственных способностей и возможностей, представлений о наиболее престижных и перспективных профессиях, а также о состоянии рынка труда и его изменениях в ближайшем будущем. Цель: анализ соответствия планов, предпочтений, желаний и образа собственного успешного профессионального будущего молодежи высших учебных заведений реальному состоянию рынка труда в настоящее время и в ближайшей перспективе. Дизайн исследования: на основе ряда анкетных опросов студентов вузов нескольких городов в 2017, 2019 и 2020 годах анализируются: мотивы выбора будущей работы, представления о важности освоения вузовской программы для успеха в профессиональном будущем, предпочтения типа или сферы работы и выбора между самостоятельностью и позицией наемного работника, престижные и перспективные специальности, а также состояние рынка труда, его проблемы, которые приходится преодолевать выпускникам вузов при первом столкновении с современной системой трудовой занятости. Результаты: проведенное исследование показало, что неадекватная оценка важности освоения студентами вуза универсальных и профессиональных компетенций, упование на собственные способности и возможности как источник будущего профессионального успеха, отсутствие у вузовской молодежи самоопределения относительно своей работы в будущем, заблуждения и незнание состояния рынка труда порождают большие трудности выпускникам вузов при первом выходе на рынок труда. Наряду с другими причинами (которых немало) важную роль здесь играют значительное падение качества образования и отказ от его воспитательной функции. Российское образование нуждается в серьезной трансформации, которая предполагает, кроме повышения уровня освоения компетенций, социально ориентированную направленность в работе с молодежью, которая позволит воспитывать сознательного профессионала-творца и гражданина вместо инфантильного гедониста-потребителя. Без таких изменений российское образование окончательно перестанет выполнять свою основную функцию – подготовку высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей экономики.