Формирование системы показателей для оценивания качества электронных курсов в LMS Moodle

Ключевые слова: электронное обучение, электронные курсы, оценивание качества курсов, показатели качества курса, система управления обучением, LMS, Moodle

Аннотация

Рассматривается задача формирования системы измеряемых показателей, позволяющих оценивать качество электронных курсов, созданных в образовательном порталае на платформе системы управления обучением (LMS) Moodle, путем анализа статистики цифровых следов, оставляемых участниками электронных курсов в базе данных LMS. Актуальность проблемы объективного автоматизированного оценивания качества электронных курсов, активно создаваемых в современном образовательном портале университета, определяется тем, что без ее решения практически невозможно выстраивать эффективную систему качественной электронной поддержки учебных дисциплин образовательных программ вуза. Новизна предлагаемого в работе решения состоит в создании программных средств, позволяющих автоматизировать получение/измерение значений показателей, позволяющих формировать обоснованные критерии для объективного оценивания и ранжирования электронных курсов по их способности обеспечивать эффективную поддержку образовательного процесса. Такого рода показатели предлагается формировать на основе анализа фиксируемых в базе данных системы Moodle цифровых следов деятельности участников электронных курсов при работе с элементами курсов, реализующими те или иные виды учебной деятельности. Результатом работы является практическая разработка запросов к базе данных университетского портала на базе LMS Moodle и создание встраиваемых в портал модулей-плагинов, позволяющих извлекать из базы данных и формировать для каждого электронного курса развернутую систему показателей, характеризующих фактическую способность курсов обеспечивать качественную цифровую поддержку процесса обучения. Получаемый с помощью реализованных средств комплекс данных экспортируется в формат электронной таблицы Excel для последующей аналитической обработки измеренных характеристик курсов и входящих в них элементов в различных разрезах (по принадлежности электронных курсов к определенным подразделениям, к образовательным программам, к учебным дисциплинам, по степени полезности использования в курсах учебных элементов разных типов, по качеству реализованных в курсах контрольно-измерительных материалов и т. д.).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Александр Павлович Толстобров, Воронежский государственный университет

Кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем Воронежского государственного университета

Литература

1. LMS Moodle. URL
2. “VSU Electronic University”. Available at: http://edu.vsu.ru (accessed: 02.15.2024).
3. Tolstobrov A. P. (2019 ) Electronic education at the University: state and problems. Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education. No 4. P. 71–75.
4. Pankina E. V. and Cherchik I. V. (2024) Assessment of the quality of an electronic educational course as a necessary condition for modern education. Professional education in Russia and abroad. URL
5. Shalkina T. N. (2024) Indicators and quality criteria of the electronic training course. URL
6. Andreev A. A. (2015) Assessment of the quality of online courses. The territory of science. No 1. URL
7. How to determine the quality of an online course and create your own system for evaluating an educational product based on data. Netology. November 8, 2021. URL
8. Litvinova M. (2024) How to evaluate the effectiveness of an online course accessed: URL
9. Karasik A. A., Larionova V. A. and Kuzmina A. V. (2018) Quality assessment system of online courses and virtual academic mobility. New information technologies in education and science. No 1. P. 65–72. URL
10. Timofeeva N. M. (2022) Evaluation of the quality of e-learning and the possibility of its improvement. Modern problems of science and education. No 4. URL
11. Kurbatsky V. N. and Sirenko S. N. (2012) Criteria for assessing the quality of a modern electronic educational course. “Higher school”: navukova-metadychny i publits. chasopis. No 5. P. 46–49. URL
12. Andryushkova O. V. and Andreev A. A. (2024) Optimization of a set of quality criteria for electronic, combined and emergent learning. In the collection “Natural Science education: problems of quality assessment”, a series of Methodical Yearbook of the Faculty of Chemistry of Lomonosov Moscow State University. Moscow University Press, Moscow, volume 14. P. 206–220. URL
13. Marinosyan A. H. and Andryushkova O. V. (2024) Multi-criteria methodology for assessing the quality of LMS in the framework of an emergent learning system. In the journal Informatics and Education. No 5 (324). P. 4–11. URL
14. Andreev A. A. (2015) Assessment of the quality of online courses. The territory of science. No 1. URL
15. Zakharova T. S. and Makashova V. N. (2018) Some aspects of the quality of electronic courses. Modern problems of science and education. No 4. URL
16. 11 educational metrics to evaluate the quality and effectiveness of an online course. URL
17. Neuman D. A. and Neuman R. F. (2023) Criteria for preliminary assessment of the quality of online courses with asynchronous learning format as a quality management tool. Scientific journal Management Accounting. No 6. URL
18. Regulation of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “KNITU” dated 30.01.2023 “On the development, use and examination of electronic training courses”. URL
19. Tolstobrov A. P. (2020) The system of assessing the level of implementation of electronic courses in the portal “Electronic University of VSU”. Informatics : problems, methods, technologies : materials of the 20th International Scientific Method. conf., (Voronezh, February 13–14, 2020). P. 2023–2028.
20. Tolstobrov A. P. (2023) Assessment of the quality of electronic courses. II All-Russian scientific and practical conference “Moodle e-learning environment for education: problems, quality issues, solutions”. May 23–25, 2023. Open technologies. [Electronic resource]: URL
21. Kim V. S. (2007) Testing of educational achievements : Monograph. Ussuriysk : UGPI Publishing House. 214 p.
22. Chelyshkova M. B. (2002) Theory and practice of designing pedagogical tests: A textbook. Moscow : Logos. 432 p.
23. Zvonnikov V. I., Naidenova N. N., Nikiforov S. V. and Chelyshkova M. B. (2003) Scaling and alignment of the results of pedagogical measurements: Textbook. Moscow : Logos. 96 c.
24. Protasova I. V., Tolstobrov A. P. and Korzhik I. A. (2014) Methodology for analyzing and improving the quality of tests in the Moodle electronic learning system. Bulletin of Voronezh State University. Series: System analysis and information technologies. No 3. P. 61–72.
25. Tolstobrov A. P. and Ryapolov M. P. (2021) Problems of rationing the labor costs of teaching staff in the implementation of a mixed learning format. Informatics: problems, methods, technologies : collection of mat. 21st international scientific method. conf., (Voronezh, February 11–12, 2021) Voronezh. P. 2133–2138.
26. Goodhart’s Law: Why the numbers are not always right. [Electronic resource]: URL
Опубликован
2024-10-14
Как цитировать
Толстобров, А. П. (2024). Формирование системы показателей для оценивания качества электронных курсов в LMS Moodle. Вестник ВГУ. Серия: Системный анализ и информационные технологии, (2), 123-139. https://doi.org/10.17308/sait/1995-5499/2024/2/123-139
Раздел
Системный анализ социально-экономических процессов