Системный анализ и моделирование процесса разработки программ дополнительного профессионального образования

  • Анастасия Геннадьевна Карамзина Уфимский государственный авиационный технический университет https://orcid.org/0000-0001-6526-9842
  • Светлана Валерьевна Сильнова Уфимский государственный авиационный технический университет https://orcid.org/0000-0002-0732-306X
Ключевые слова: системный анализ, функциональное моделирование, технологии педагогического дизайна, образовательная программа, дополнительное профессиональное образование

Аннотация

Работа посвящена вопросам разработки и внедрения программ дополнительного профессионального образования с использованием инновационных технологий и цифровых ресурсов. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью реализации принципа непрерывности образования в условиях активного развития и внедрения новых производственных технологий в практическую деятельность промышленных предприятий. Как следствие наблюдается активный рост необходимости формирования качественных знаний. При этом традиционные инструменты не подходят для создания специализированных программ дополнительного профессионального образования, поскольку ведут к потерям времени и ресурсов. Остро встает вопрос о качестве предлагаемых программ дополнительного профессионального образования, содержание которых зачастую определяется разработчиками интуитивно, без учета эффективных способов, методов и систем обучения. В сфере повышения квалификации дипломированных специалистов необходимо создание образовательной платформы и выстраивание образовательного процесса с учетом интересов заказчиков, разработчиков и конечных потребителей программ дополнительного профессионального образования. Отсутствие обоснованного подхода к формированию содержания программ дополнительного профессионального образования в отечественной практике обуславливает новизну предлагаемого решения. Авторами показана значимость использования принципов педагогического дизайна, представлены результаты анализа его различных современных технологий, особенностей выполнения их этапов и областей применения. Обоснован выбор усовершенствованной технологии ADDIE для формирования качественного контента программы дополнительного профессионального образования, с целью передачи требуемой информации в наиболее понятной конечному потребителю форме. Анализ процесса разработки и внедрения программ дополнительного профессионального образования выполнен с позиций системного подхода, что позволило смоделировать процесс разработки концепта образовательной программы и сформировать комплекс функциональных моделей, облегчающих качественную разработку и взаимодействие заказчиков и разработчиков программ.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анастасия Геннадьевна Карамзина, Уфимский государственный авиационный технический университет

канд. техн. наук, доц., доцент кафедры технической кибернетики Уфимского государственного авиационного технического университета

Светлана Валерьевна Сильнова, Уфимский государственный авиационный технический университет

канд. техн. наук, доц., доцент кафедры технической кибернетики Уфимского государственного авиационного технического университета

Литература

1. Sorokina E. L., Elinskaya Ja. A. (2019) Osobennosti razrabotki i realizacii pro-gramm dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija [Additional professional education programs their development and implementation]. Science and society: Proceedings of All-Russian Scientific and Practical XII Conference. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-i-realizatsii-programm-dopolnitel-nogo-professionalnogo-obrazovaniya [Accessed 6th April 2021]. (in Russian)
2. Matrosova I. G. (2016) Pedagogicheskij dizajn: predposylki stanovlenija i razvitija [Pedagogical design: preconditions of formation and development]. Uchjonye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 3(53). P. 82–86. (in Russian)
3. Voronina D. V. Pedagogicheskij dizajn kak sredstvo razvitija uchebnoj motivacii studentov distancionnoj formy obuchenija [Instructional Design as a Means to Motivate Students’ E-Learning]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. (5). P. 135–140. (in Russian)
4. Gawlik-Kobylinska M. (2018) Reconciling ADDIE and Agile instructional design models-case study. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. 5(3). P. 14–21. DOI:10.18844/prosoc.v5i3.3906.
5. Shalin Hai-Jew. Visual Approaches to Instructional Design, Development, and Deployment. 2021. DOI: 10.4018/978-1-7998-3946-0.6. Pedagogicheskij dizajn [Educational design]. Available at: https://sberbank-university.ru/edutech-club/glossary/910/ [Accessed 15th March 2021]. (in Russian)
7. Firsova P. Pedagogicheskij dizajn: zadachi, jetapy i modeli [Pedagogical design: tasks, stages, and models]. Available at: https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-pedagogicheskiy-dizayn [Accessed 15th March 2021]. (in Russian)
8. Dr. Serhat Kurt ADDIE Model: Instructional Design – Educational Technology. Available at:https://educationaltechnology.net/the-addie-model-instructional-design/ [Accessed 15thMarch 2021].
9. Linjov V. Postanovka celej po SMART – poshagovaja instrukcija s primerami [Setting goals for SMART – step-by-step instructions with examples]. Available at: https://worktek.ru/blog/30114-Postanovka-celey-po-SMART-poshagovaya-instrukciya-s-primerami [Accessed 15th March 2021]. (in Russian)
10. What Is Agile Learning Design? Available at: http://www.bottomlineperformance.com/what-is-agile-learning-design/ [Accessed 15th March 2021].
11. Dr. Serhat Kurt Dick and Carey Instructional Model – Educational Technology. Available at: https://educationaltechnology.net/dick-and-carey-instructional-model/ [Accessed 15th March 2021].
12. Ilyasov B. G., Gerasimova I. B., Makarova E. A. (2017). Osnovy teorii sistem i sistemnogo analiza: uchebnoe posobie [Fundamentals of systems theory and system analysis: A Study Guide]. Ufa: RIK USATU publ. (in Russian)
13. Klimenko I. S. (2020) Sistemnyj analiz v upravlenii: uchebnoe posobie dlja vuzov [System analysis in control: A Study Guide]. Saint Petersburg: Lan publ. (in Russian)
14. Nazarova O. B. (2017) Modelirovanie biznes-processov: uchebnik [Business Process Modeling: study book]. Moscow: FLINTA publ. (in Russian)
15. Zueva A. N. (2020) Biznes-processy: analiz, modelirovanie, upravlenie: uchebnoe posobie [Business processes: analysis, modeling, control: A Study Guide]. Moscow: RTU MIRJeA publ. (in Russian)
Опубликован
2021-08-16
Как цитировать
Карамзина, А. Г., & Сильнова, С. В. (2021). Системный анализ и моделирование процесса разработки программ дополнительного профессионального образования. Вестник ВГУ. Серия: Системный анализ и информационные технологии, (2), 94-108. https://doi.org/10.17308/sait.2021.2/3507
Раздел
Системный анализ социально-экономических процессов