К вопросу обоснования возраста осадочных отложений позднего кайнозоя в долине реки Баргузин
Аннотация
Введение: Байкальская рифтовая зона является сложной тектонической структурой. В этой связи до настоящего времени остаются дискуссионными многие вопросы, связанные со стратиграфическими границами позднекайнозойских отложений. Так выделение танхойской и аносовской свит проводилось в основном, опираясь на изменения литологического и минералогического состава озерно-аллювильных отложений крупных речных долин. Палинологические исследования в большей степени носили фрагментарный характер. С целью обоснования и корреляции возраста отложений, вышеупомянутых свит в долине реки Баргузин был заложен ряд скважин. В статье представлены палинологические материалы по разрезам двух скважин, которые позволили автору с высокой степенью достоверности обосновать возраст вскрытых отложений. Методика и материалы: На территории Байкальской рифтовой зоны были изучены отложения из двух скважин (No 531, 532), пробуренных на территории Джидинской котловины. Из этих скважин было обработано и изучено 38 образцов. По полученным данным были построены диаграммы, на которых нашли отражения этапы развития растительности характерные для позднего кайнозоя. Результаты: Получены спорово-пыльцевые спектры из двух скважин, характеризуются близким видовым составом. Для скважин были построены диаграммы, на которых выделялись по 4 палинозоны, в двух из которых выделялись по 2 подзоны. Характерной чертой для обеих диаграмм было доминирование в нижней части пыльцы покрытосеменных растений: буковых, ореховых, и пыльца рода Myrica. В качестве субдоменантов в составе присутствовала пыльца берез и ольхи, а реликтов − пыльца родов Engelhardita, Platycarya, и каштана. В верхней части доминируют пыльца голосеменных: в основном это ели и в меньшей степени сосны. Субдоменантами является пыльца родов Podocarpus и Tsuga. Так же в составе палинокомплеков отмечена пыльца болотного кипариса и пихты. Пыльца травянистых встречается практически во всех пробах в незначительном количестве (до 2−3 % от общего состава) и представлена семействами: Ericaceae, Chenopodiaceae. Споры, представленные 4 семействами: Polipodiaceae, Lycopodiaceae, Sfagnacea и Osmundaceae встречаются во всех пробах. Выводы: Полученные, палинологические данные сопоставлялись с материалами палинологических исследований стратотипических разрезов Читинской области и материалами Юго-Восточного региона. На данной основе был обоснован возраст отложений, вскрытых скважинами 531 и 532, который укладывается в следующий хронологический ряд: верхний миоцен – переходная зона – нижний плиоцен.
Скачивания
Литература
2. Rudaja N.A. Palinologicheskij analiz. Uchebno-metodicheskoe posobie. [Palynological analysis. Toolkit]. Novosibirsk, NSU, Institute of Archeology and Ethnography SO RAN publ., 2010, 48 p. (In Russ.)
3. Bolotnikova M.D. Sporovo-pyl'cevye kompleksy tret'ichnyh otlozhenij zapadnogo poberezh'ja Japonskogo morja. [Sporepollen complexes of tertiary deposits of the western coast of the Sea of Japan]. Moscow, Nauka publ., 1979, 194 p. (In Russ.)
4. Kezina T.V. Palinostratigrafija kajnazoja verhnego Priamur'ja. [Palinostratigraphy of the Cenozoic of the Upper Amur region].Vladivostok, Dal'nauka publ., 2000, 67 p. (In Russ.)
5. Karasjov V.V. Kajnozoj Zabajkal'ja. [Cenozoic of Transbaikalia]. Chita, Chitageolseography publ., 2002, 128 p. (In Russ.)