ФЕНОМЕН «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ» В АНГЛИЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э. БЁРДЖЕССА)

  • Л. В. Коробко Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
  • С. В. Могильниченко Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
Ключевые слова: музыка, значение, художественный текст, Энтони Бёрджесс, субъект, объект, эмоции

Аннотация

В статье рассматривается феномен «Музыкальная экзистенция», репрезентированный в художественных текстах Энтони Бёрджесса, анализируются особенности вербализации музыки как агенса и пациенса. Работа выполнена с использованием таких методов исследования, как метод контекстуального анализа, метод семантико-когнитивного моделирования, классификационный метод, количественный метод. Выборка контекстов производилась по признаку наличия в них лексемы «music». Установлено, что одной из ключевых составляющих вербальной репрезентации феномена «Музыкальная экзистенция» в художественных текстах Э. Бёрджесса является изучение лексемы «music» через призму субъектно-объектных отношений. Выявлено, что преобладают объектные значения фокусной лексемы: музыка рассматривается как объект в 62 % случаев, тогда как субъект − в 38 %. В исследуемом материале выделяется разнообразие объектных значений лексемы «music»: музыка как объект творческой деятельности (29 %), объект действия (20 %), объект каузирующего состояния (15 %), объект речемыслительной деятельности (12 %), объект восприятия (10 %), объект владения (6 %), объект – орудие действия (4 %) и объект-комитатив (4 %). Музыка как объект включает в себя следующие аспекты: 1) психофизические; 2) эмоционально-психологические; 3) гедонистические; 4) морально-этические; 5) интеллектуальные; 6) суггестивные. Выделены следующие субъектные значения лексемы «music» в произведениях Э. Бёрджесса: музыка как субъект действия, агенс (50 %), субъект – носитель признака (25 %), субъект – каузатор действия (9 %), субъект – соучастник действия (8 %), субъект экзистенциальный (6 %) и субъект речемыслительной деятельности (2 %). Основными вербально-когнитивными индикаторами музыки – субъектной сущности являются следующие характеристики: 1) эмоционально-психологические; 2) психофизические; 3) сенсуалистические; 4) гедонистические; 5) физиологические; 6) физические. Таким образом, музыка, выступая как ведущая (субъект) и ведомая (объект) сущность, соотносится с ключевыми аспектами человеческой жизни, такими как «чувство», «здоровье», «ощущение», «эмоция», «социум», «мораль/этика», «интеллект», «психика» и др. Доминантные элементы лексемы «music» в контексте феномена «Музыкальная экзистенция» в большей степени раскрывают индивидуально-маркированные признаки музыки, характерные для художественных произведений Э. Бёрджесса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Л. В. Коробко, Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

С. В. Могильниченко, Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Белова Н. Ю. Субъект и объект восприятия в различных системах художественного взаимодействия // Вестник Том. гос. ун-та. 2010. № 333. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekt-i-obekt-vospriyatiya-v-razlichnyh-sistemah-hudozhestvennogo-vzaimodeystviya

Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальная психология искусства : методологический аспект // Творчество в искусстве − искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова [и др.]. М. : Наука ; Смысл, 2000. 549 с.

Червоный А. М. Функциональная динамика выражения субъектно-объектных отношений в сопоставительном плане (на материале русского и французского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 8 (26) : в 2 ч. Ч. 1. С. 198−203.

Одинцова А. Э. Модусные наречия в речевом

взаимодействии. Контрастивное прагматическое исследование на материале французского и русского языков : дис. … канд. филол. наук. Пятигорск, 2005. 153 с.

Lyons J. Semantics. Cambridge : Cambridge University Press, 1977. 371 p.

Колшанский Г. В. Соотношение объективного и субъективного в языке. М. : Наукa, 1975. 231 с.

Падучева Е. В. Роли участников и диатезы глаголов эмоций // Типологические обоснования в грамматике : к 70-летию проф. В. С. Храковского. М. : Знак, 2004. С. 379−389.

Кравченко А. В. Вопросы теории указательности : эгоцентричность, дейктичность, индексальность. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1992. 212 с.

Burgess A. A Clockwork Orange. СПб. : КАРО, 2015. 288 p.

Бёрджесс Э. Заводной апельсин / пер. с англ. В. Бошняка. М. : АСТ, 2010. 226 с.

The Longman Dictionary of Contemporary English Online. URL: http://www.ldoceonline.com

Burgess A. Earthly Powers. New York : Random House, 2012. 656 p.

Бёрджесс Э. Силы земные. URL: https://www. proza.ru/2013/08/05/97

Burgess A. Tremor of Intent. New York : W.W. Norton & Company, 2013. 272 p.

Бёрджесс Э. Трепет намерения / пер. с англ. А. Д. Смолянского. М. : АСТ, 2010. 320 с.

Коробко Л. В. Музыка как субъектная (ведущая) сущность в художественном дискурсе Э. Бёрджесса // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 3. С. 70–78.

Опубликован
2025-05-26
Как цитировать
Коробко, Л. В., & Могильниченко, С. В. (2025). ФЕНОМЕН «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ» В АНГЛИЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э. БЁРДЖЕССА). Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (3), 115-123. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2025/3/115-123
Раздел
Языки народов зарубежных стран

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)