Когнитивно-дискурсивная методика анализа американского креолизованного текста

  • А. В. Петрова Уральский государственный экономический университет
  • М. В. Петров Средняя общеобразовательная школа «Творчество»
  • Е. В. Шустрова Российский государственный профессионально-педагогический университет
Ключевые слова: методика анализа мультимодального текста, когнитивная сцена, креолизованный текст, карикатура, политический дискурс

Аннотация

В данной статье приводится схема анализа американского креолизованного текста, что позволяет описать структуру и содержание, а также прагматический потенциал текстов подобного вида. В начале статьи авторы акцентируют внимание на том, что при анализе креолизованных текстов необходимо уделять внимание сложному синтезу элементов их композиции (вербальная и иконическая составляющие). Далее в статье освещается авторская методика, включающая в себя несколько этапов анализа ключевых компонентов креолизованных текстов. Основными методами при описании карикатур выступают расширенный дефиниционный и стилистический анализ языковых единиц, метод установления прецедентности на основе различных информационных источников, а также когнитивное моделирование при помощи когнитивных сцен. Материалом для исследования стали политические карикатуры на основных кандидатов на пост Президента США: бизнесмена-миллиардера Д. Трампа (от Республиканской партии), а также экс-Госсекретаря Х. Клинтон (от Демократической партии). В статье приводится детальный анализ политических карикатур, тематически и концептуально объединенных в такие когнитивные сцены, как «ИНФАНТИЛИЗМ», «ЗООМОРФИЗМЫ», «НАЦИЗМ», «МАНИПУЛЯЦИЯ», «МАХИНАЦИЯ». Новизна методики проявляется в комплексном описании формальных и семантических составляющих мультимодального (креолизованного) текста, а также идентифицирования его потенциальной прагматики. В заключительной части статьи авторы приходят к выводу о возможности применения вышеуказанной методики к другим видам креолизованных текстов (демотиваторы, комиксы, афиши, плакаты, мемы и т. д.).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

А. В. Петрова, Уральский государственный экономический университет

старший преподаватель кафедры делового иностранного языка

М. В. Петров, Средняя общеобразовательная школа «Творчество»

учитель английского языка

Е. В. Шустрова, Российский государственный профессионально-педагогический университет

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры германской филологии

Литература

1. Matveeva O. N. Sudebnaya jekspertiza po delam o prestupleniyah ekstremistskoj napravlennosti [The forensic analysis on extremist crimes]. Barnaul: Novyj format, 2016. 351 p.
2. Pojmanova O. V. Semanticheskoe prostranstvo videoverbal’nogo teksta [The semantic space of the videoverbal text]. M., 1997. 24 p.
3. Baranov A. N. Lingvisticheskaja jekspertiza teksta: teorija i praktika [Linguistic analysis of the text: theory and practice]. M.: Flinta: Nauka, 2011. 134 p.
4. Voroshilova M. B. Kreolizovannyj tekst: princip celostnosti ili princip zamenyaemosti [The creolized text: integrity or substitution principles] Politicheskaya lingvistika. 2013. No. 4 (46). Pp. 177–183.
5. Kolesov I. Yu. K voprosu o roli ponyatiya kognitivnoj sceny v konceptual’nom analize yazyka [About the role of cognitive scene in the concept analysis of the language] // Voprosy kognitivnoj lingvistiki. 2008. No. 2. P. 19.
6. The Merriam-Webster Dictionary. URL: URL
7. The Collins English Dictionary. URL: URL
8. The Watkins Dictionary of Symbols. Duncan Baird Publishers Limited, 21.12.2011. Available at: URL
Опубликован
2020-09-25
Как цитировать
Петрова, А. В., Петров, М. В., & Шустрова, Е. В. (2020). Когнитивно-дискурсивная методика анализа американского креолизованного текста. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (4), 75-86. https://doi.org/10.17308/lic.2020.4/3082
Раздел
Германские языки