Когнитивный конфликт в англоязычном политическом поликодовом тексте

  • Е. В. Шустрова Российский государственный профессионально-педагогический университет
Ключевые слова: поликодовый текст, методики работы с поликодовым текстом, карикатура Великобритании и США, прагматика

Аннотация

В статье описываются возможные подходы к понятию и типологии поликодовых текстов в современной лингвистике. Обсуждаются сложности, возникающие при работе с поликодовым текстом разных типов. Рассматриваются принципиальные отличия поликодовых текстов, которые должны определять методики работы с ними. Предлагается выделять жанры поликодовых текстов с преобладанием художественного эффекта, политического и пропагандистского эффекта, рекламного эффекта, эффекта личного пространства. Эти типы могут предполагать дальнейшую группировку в зависимости от цели создания, расширенных функций, прагматического эффекта, способов производства и распространения, контекста, географии и других факторов. В качестве одного из методологических решений при анализе поликодового текста мы предлагаем выделение когнитивного конфликта, когда художественный эффект получается за счет столкновения двух систем и определенной неожиданности нового продукта. Способы проявления когнитивного конфликта в поликодовом тексте зависят от жанровых характеристик, функций текста, его прагматики. В данной статье описаны три типа когнитивного конфликта в поликодовом тексте. Это конфликт вербального и графического компонента, конфликт на языковой игре, конфликт, создаваемый за счет карикатурной ситуации и реального положения дел. Данные положения проиллюстрированы на примере карикатуры на Барака Обаму и Риши Сунака. В качестве основных методов в исследовании используются лингвокультурный, когнитивно-дискурсивный методы, дополненные методиками структурной семантики. Результаты исследования вносят вклад в разработку проблем политической метафорологии, прагматики текста. Некоторые результаты и выводы будут полезны ученым, занимающимся проблемами культурологии и лингвокультурологии, политологии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Е. В. Шустрова, Российский государственный профессионально-педагогический университет

доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии и профессиональной коммуникации на иностранных языках

Литература

Sorokin Yu. A., Tarasov E. F. Kreolizovanniye Texty i ikh Kommunikativnaya Funktsiya [Creolized Texts and Their Communicative Function]. In: Optimizatsiya Rechevogo Vozdeystviya [Speech Infl uence Optimization]. Moscow, 1990. Pp. 180–186.

Bernatskaya A. A. K probleme «kreolizatsiyi» texta: istoria i sovremennoye sostoyaniye [About the so-called text creolization: history and the present state]. In: Rechevoye Obshcheniye: Spetsializirovanniy Vestnik [Bulletin of Speech Communication]. Krasnoyarsk, 2000. No. 3 (11). Pp. 104– 110.

Bearne E. Beyond Words: Developing Children’s Response to Multimodal Text. United Kingdom Literacy Association, 2010. 44 p.

Benson Ph. The Discourse of YouTube: Multimodal Text in a Global Context. Routledge: Taylor & Francis Group, 2016. 140 p.

Bowcher W. L. Multimodal Texts from around the World: Cultural and Linguistic Insights. UK: Palgrave Macmillan, 2012. 346 р.

Jager G. V., Ucht V. L. K postroeniyu tipologii textov [About Text Typology]. In: Liinguistika Texta: Materialy nauchnoy konfrerentsii [Text Linguistics: Proceedings of Scientifi c Conference]. 4.1. Moscow: Moscow State Pedagogical Institute of Foreign Languages, 1974. Рр. 103–110.

Ferdig R. E., Pytash K. E. Exploring Multimodal Composition and Digital Writing. USA: IGI Global, 2014. 352 р.

Forceville Ch., Urios-Aparisi E. Multimodal Metaphor. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2009. 470 р.

Koller V. Branding Images: Multimodal Metaphor in corporate branding messages. In: Multimodal Metaphor. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2009. Рp. 45–72.

Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. London; New York: Routledge, 2020. 310 p.

McNeill D. Gesture and Thought. Chicago: University of Chicago Press, 2005. 318 p.

McQuarrie E. F., Phillips B. J. Go Figure! New Directions in Advertising Rhetoric. Armonk, New York: ME Sharpe, 2008. 336 p.

Müller C. Metaphors, Dead and Alive, Sleeping and Walking: A Cognitive approach to Metaphors in Language Use. Chicago: The University of Chicago Press, 2009. 290 p.

O’Halloran K. L. Multimodal Discourse Analysis. London; New York: Continuum, 2004. 256 p.

Ventola E., Cassily Ch., Kaltenbacher M. Perspectives on Multimodality. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins, 2004. 250 p.

Bolshiyanova L. S. Verbal’noye soprovozhdeniye photoizobrazheniya v sovremennoy britanskoy presse: coderzhaniye i structura [Verbal Means of Photo EnhanceE. V. Shustrova Cognitive confl ict in English political polycode textment in Modern UK Mass-Media: Content and Structure]. (Candidat Nauk Dissertation). Leningrad, 1986. 200 р.

Mikheev A. V. O nekotorykh tipakh vzaimodeystviya izobrazheniya i texta [About some types of interaction between caption and text]. In: Tipy Kommunikatsii i soderzhatel’nyi aspect yazyka. Moscow: Institut Yazykoznaniya, Academy of Science Press, 1987. Рp. 190–199

Poymanova O. V. Semanticheskoye Prostranstvo Videoverbal’nogo Texta [Semantic Plane of Videoverbal Text]. (Candidat Nauk Dissertation). Moscow, 1997. 237 р.

Protchenko A. V. Tipologicheskiye i Funktsional’no-stylisticheskiye kharakteristiki angloyazychnogo putevoditelya [Typological and Functional-stylistic Characteristics of English Guide-books]. (Candidat Nauk Dissertation). Samara, 2006. 229 р.

Carroll N. A note on fi lm metaphor. In Theorizing the Moving Image. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. Pp. 212–223.

Trklja A. A Corpus Approach to Semantic Transformations in Multisemiotic Texts. In: Multimodal Epistemologies: Towards an Integrated Framework. New York; London: Routledge: Taylor & Francis Group, 2014. Рp. 159–173.

Whittock T. Metaphor and Film. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 178 p.

Sovremennoye sostoyaniye mediaobrazovaniya v Rossii v kontekste mirovyh tendenciy [Modern state of Russian mediaeducation in the context of world tendencies] : materialy II mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii 15 oktjabrja 2020 g. Tagangog, 2020. 524 p.

Fedorov A. V. Mediaobrazovaniye i Mediagramotnost’ [Mediaeducation and Medialiteracy]. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2004. 340 p.

Bennett P., McDougall J., Potter J. The Uses of Media Literacy. Routledge, 2020. 154 p.

Jewitt C. Handbook of multimodal analysis. London: Routledge, 2016. 554 p.

Kress G. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London: Routledge, 2010. 236 p.

Machin D. Multimodality and Theories of the Visual. In: Routledge handbook of multimodal analysis. London and NY.: Routledge, 2009. Pр. 181–190.

Anisimova E. E. Linguistika Texta i Mezhkulturnaya Kommunicatsiya [Text Linguistic Studies and Cross-Cultural Communication]. Moscow: Academia Press, 2003. 128 p.

Marchand R. Advertising the American Dream: Making Way for Modernity: 1920–1940. California: California University Press, 1986. 472 p.

Shustrova E. V. Barack Obama i Sovremennaya Amerikanskaya Karikatura [Barack Obama and Modern American Cartoon]. Ekaterinburg: Urals State Pedagogical University Press, 2014. 370 p.

Manerko L. A. General semiotic space of modern academic discourse and peculiarities of multimodality. In: Nauka bez Granits: Proceedings of International conference. Moscow: Moscow State Linguistic University, 2021. Рр. 17–21.

Zykova I. V. Yazykovaya vs polymodal’naya kartina mira: o kreativnom vzaimodeystvii verbal’nogo i neverbal’nogo [Language and polymodal world outlook: on creative interaction of verbal and non-verbal]. In: Universal’noye i Natsional’noye v Yazykovoy Kartine Mira: Proceedings of VI International conference. Minsk: Minsk State Linguistic University, 2022. Рр. 17–19.

ABBYY Lingvo: Electronic Dictionary Database.

Опубликован
2024-03-31
Как цитировать
Шустрова, Е. В. (2024). Когнитивный конфликт в англоязычном политическом поликодовом тексте. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 53-60. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2024/1/53-60
Раздел
Языки народов зарубежных стран