Манипулятивные стратегии в англоязычном медиапространстве

  • А. Б. Недзельская Воронежский государственный университет
  • О. О. Борискина Воронежский государственный университет
Ключевые слова: медиапространство, манипуляция, манипулятивная стратегия, тактика, дискредитация, легитимация, проксимизация

Аннотация

В статье рассматривается манипулятивное воздействие как ведущая дискурсивная социальная практика, представляющая собой комплекс стратегических и тактических составляющих, направленный на формирование общественного мнения на всем медиапространстве. Информационной базой исследования послужили англоязычные статьи из электронных ресурсов британских и американских СМИ и публикации в социальных сетях. Механизмы языковой манипуляции рассматриваются с позиций «тактико-стратегического» подхода. Выделены и описаны базовые характеристики манипуляции. Манипулятивные стратегии по степени искажения информации условно разделены на стратегии фактологического манипулирования и стратегии идеологической поляризации. Достижение эффекта в обоих случаях происходит через реализацию макростратегий легитимации и дискредитации. Особое внимание уделяется наиболее частотным тактикам стратегий дискредитации, а макростратегия легитимации рассматривается с позиции теории проксимизации. Проксимизация представляет собой манипулятивную стратегию обращения к событиям, отдаленным от текущего момента в пространственном, временном или аксиологическом плане, но способным символически перемещаться на первый план (усилиями актора), ближе к информационному центру, в котором находятся манипулятор и манипулируемый. Реализация всех уровней проксимизации способствует достижению манипулятивного эффекта – уверенности объекта манипулирования в необходимости немедленных мер по предотвращению рисков и позволяет легитимировать планируемые манипулятором действия.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

А. Б. Недзельская, Воронежский государственный университет

аспирант кафедры теоретической и прикладной лингвистики

О. О. Борискина, Воронежский государственный университет

доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики

Литература

1. Аgapova S. G., Аgapova E. А., Gushhina L. V. Manipulyativnye strategii i taktiki v politicheskom diskurse angloyazychnykh SMI: monografi ya [Manipulative strategies and tacktics in political discourse of English-speaking mass media: monography]. Rostov-upon-Don, 2015. 93 p.
2. Danilova А. А. Manipulirovanie slovom v sredstvakh massovoj informatsii [Manipulation with a word in the mass media]. Moscow: «KDU», 2009. 234 p.
3. Аntonova А. V. Sistema sredstv rechevoj manipulyatsii v britanskom politicheskom diskurse: retsipientotsen-tricheskij podkhod [The system of means of speech manipulation in the British political discourse: recipient-centred approach]. Sc.D Dissertation Abstract. Povolzh'e State Socio-humanitarian Academy: Samara, 2011. 45 p.
4. Dotsenko E. L. Psikhologiya manipulyatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashhita [Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection]. Moscow: MGU, 1997. 344 p.
5. Dijk van, T. A. Discourse and manipulation // Discourse and Society. 2006. Vol. 17 (3). P. 359–383.
6. Kopnina G. А. Rechevoe manipulirovanie: ucheb. posobie [Speech manipulation: textbook]. 4 izd. ispr. Moscow: Flinta: Nauka, 2012. 170 p.
7. Grishaeva L. I. Sredstva i sposoby sozdaniya aksio-logicheskogo konteksta v mediatekste. In: Mediatekst: strategii funktsii stil': kollektivnaya monografi ya [Means and methods of creating axiological context in a media text. In: Media text: strategies, functions, style: collective monograpthy]. L. I. Grishaeva, A. G. Pastukhov, T. V. Chernysheva (otv. red.). Oryol: Oryol State Institute of Arts and Culture, 2010. P. 80–100.
8. Funktsional'nyj potentsial imeni sobstvennogo v mediaprostranstve, ili «korolevstvo krivykh zerkal». In: Imya sobstvennoe v mediaprostranstve: monografi ya. [Functional capacity of proper names or “Kingdom of crooked mirrors”. In: Proper names on the media scene. L. I. Grishaeva, O. O. Boriskina, N. А. Fenenko, V. N. Аbabij, V. G. Shimko ; Voronezh State University. Voronezh: VGU, 2019. Pp. 107–182.
9. Oziumenko V. I. Medijnyj diskurs v situatsii informatsionnoj vojny: ot manipulyatsii – k agressii [Media discourse in a situation of information war: from manipulation to aggression]. In: Vestnik RUDN. Series: Linguistics. 2017. Issue 1. Pp. 203–220.
10. Sternin I. А., Shesternina А. M. Markery fejka v mediatekstakh. Rabochie materialy [Markers of a fake in media texts: Working materials]. Voronezh: OOO «RITM», 2020. 34 p.
11. Mikhal'skaya А. K. Vojna slov: ritorika i poehtika propagandy. In: Lingvistika informatsionno-psikhologicheskoj vojny: monografi ya [War of words: rhetoric and poetics of propaganda. In: Linguistics of information and psychological war]. B. II / А. А. Bernatskaya, L. А. Gavrilov, V . А. ZHilina. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019. Pp. 56–79.
12. Ershov Yu. M.. Fenomen fejka v kontekste kommunikatsionnykh praktik [Phenomenon of fake in the context of communication practices]. In: Vestnik TGU. Filologiya. 2018. Issue 52. Pp. 245–256.
13. Mikhalyova O. L. Politicheskij diskurs: Spetsifi ka manipulyativnogo vozdejstviya [Political discourse: Spec-ifi city of manipulative persuasion]. Moscow: LIBROKOM, 2009. 256 p.
14. Tagil'tseva Yu. R. Strategii i taktiki informatsion-no-psikhologicheskoj vojny v kontekste rossijsko-britanskikh otnoshenij. In: Lingvistika informatsionno-psikhologicheskoj vojny: monografi ya [ Strategies and tactics of information and psychological war in the context of Russia – UK relations. In: Linguistics of information and psychological war]. B. II / А. А. Bernatskaya, L. А. Gavrilov, V. А. ZHilina. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019. Pp. 308–331.
15. Ryadovaya N. S. Sopostavitel'nyj analiz argumen-tativnykh strategij politicheskogo diskursa v krizisnoj situatsii (na materiale rechej prezidentov SShА i Rossii) [Comparative analysis of argumentative strategies of political discourse in crisis situation (on the material of speeches by the USA and Russia’s Presidents]. PhD Dissertation Ab¬stract. Omsk State Pedagogical University: Moscow, 2013. 28 p.
16. Cap P. Applying cognitive pragmatics to Critical Discourse Studies: A proximization analysis of three public space discourses. In: Journal of Pragmatics. 2014. Issue 70 (24). Pp. 16–30.
17. Cap P. The Language of Fear. London: Palgrave Macmillan, 2017.
SOURCES
1. Sturgeon : SNP will hold Scottish independence vote if it wins in May // The Guardian. 2021. 24 Jan. URL
2. ‘He panicked’: Biden blames Trump for 200,000 US coronavirus deaths in explosive presidential debate // The Independent. 2020. 30 Sept. URL
3. Transcript for the fi rst debate // The New York Times. 2016. 28 Sept. URL
4. Boris Johnson compares Russian World Cup to Hitler's 1936 Olympics // The Guardian. 2018. 21 March. URL
5. Trump’s Tweeter. 2020. 12 Dec. URL
6. Russia Erupts in Fury Over Biden’s Calling Putin a Killer // The New York Times. 2021. 18 March. URL
7. ‘Stunning in ugliness & tone’: Trump denounced for attacking Somali refugees in Minnesota // The Washington Post. 2019. 11 Oct. URL
8. U.S. Maritime Strategy : Advantage at Sea // U.S. Naval Institute News. 2020. 17 December. URL
Опубликован
2021-06-01
Как цитировать
Недзельская, А. Б., & Борискина, О. О. (2021). Манипулятивные стратегии в англоязычном медиапространстве. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2). https://doi.org/10.17308/lic.2021.2/3417
Раздел
Германские языки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)