ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ И ЯЗЫКОВАЯ ИГРА: ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ КОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ?

  • К. М. Шилихина Воронежский государственный университет
  • Е. А. Паньин Воронежский государственный университет
Ключевые слова: лингвистическая креативность, языковая игра, окказионализмы, лингвистические аномалии, комический эффект

Аннотация

B статье рассматривается феномен лингвокреативности в связи с понятием языковой игры. Лингвокреативность – способность носителя языка модифицировать языковые средства или создавать новые языковые знаки для переосмысления содержания языковых знаков и/или создания образов. Одним из проявлений лингвокреативности является языковая игра – сознательное использование языковых средств, в результате которого целенаправленно возникает определенная языковая аномалия. Цель исследования заключается в сопоставлении случаев использования языковой игры в разных типах и жанрах текстов, в результате которой возникает либо не возникает комический эффект, и предложить объяснение, почему в ряде случаев языковая игра может быть интерпретирована только по правилам bona fi de либо non-bona fi de модуса коммуникации. Материалом исследования послужили рекламные слоганы, стихотворения, тексты юмористических миниатюр и сценарии фильмов. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что интерпретация творческого использования языковых средств осуществляется в bona fi de модусе, если, несмотря на аномальность, эти языковые средства не противоречат контексту семантически или прагматически. Если же такие противоречия возникают, языковая аномалия может быть интерпретирована по правилам non-bona fi de модуса дискурса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

К. М. Шилихина, Воронежский государственный университет

доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической и прикладной лингвистики

Е. А. Паньин, Воронежский государственный университет

аспирант кафедры теоретической и прикладной лингвистики

Литература

1. Maybin J. Everyday language creativity // The Routledge Handbook of Language and Creativity / ed. by R. H. Jones. London ; New York : Routledge, 2016. Pр. 25– 39.
2. Лингвокреативность в дискурсах разных типов : пределы и возможности / отв. ред. И. В. Зыкова. М. : Р. Валент, 2021. 564 с.
3. Зыкова И. В. Метаязык культурологии : константы и варианты. М. : Гнозис, 2017. 752 с.
4. Киосе М. И. Когнитивно-семиотические основания лингвокреативности дискурса : методика анализа // Уральский филологический вестник. 2020. № 2. С. 37– 47.
5. Jakobson R. Closing statement, linguistics and poe tics // Sebeok T. (ed.) Style in Language. Cambridge, MA : MIT Press, 1966. Pp. 350–377.
6. Menninghaus W., Wagner V., Schindler I., Knoop C. A., Blohm B., Frieler K. Scharinger M. Parallelisms and deviations : two fundamentals of an aesthetics of poetic diction // Philosophical Transactions of the Royal Society B : Biological Sciences. 2023. Vol. 379. URL: https://doi.org/10.1098/ rstb.2022.0424
7. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, MA : MIT Press, 1965. 261 p.
8. Asoulin E. The Creative Aspect of Language Use and the Implications for Linguistic Science // Biolinguistics. 2013. No. 7. Pp. 228–248.
9. Casini S. Language Creativity : A Semiotic Perspective. Lanham : Lexington Books, 2020. 192 p.
10. Козлова Л. А. Языковые аномалии как средство реализации креативного потенциала языка и их реализации в тексте // Вестник Иркут. гос. лингв. ун-та. Сер. Филология. 2012. № 2 (18). С. 121–128.
11. Ильясова С. В. Словообразовательная игра : от лингвокреативности до лингвоциничности (на материале языка современных российских СМИ) // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81). С. 39–45.
12. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск : Харвест, 2007. 976 с.
13. Философский энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_philosophy/
14. Трик Х. Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М. : Изд-во МГУ, 1981. С. 298–304.
15. Богоявленская Д. Б. Проблемы диагностики креативности // Психологическая диагностика. 2004. № 3. С. 3–18.
16. Гридина Т. А. Лингвистика креатива – 1. 2-е изд. Екатеринбург : Урал. пед. ун-т, 2013. 369 с.
17. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. Вып. XVI. С. 79–128.
18. Александрова Е. М. Языковая игра по правилам и без (на материале русского, английского и французского языков). М. : КДУ, 2018. 249 с.
19. Гридина Т. А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность // Язык. Система. Личность. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. Формирование языковой личности в онтогенезе. Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2002. С. 26–27.
20. Жванецкий М. М. Собрание произведений в пяти томах. Т. 2. Семидесятые. М. : Время, 2009. 239 с.
21. Слава Сэ. Весь сантехник в одной стопке. М. : АСТ, 2014. 472 с.
22. Северянин И. Полное собрание стихотворений. М. : Альфа-книга, 2014. 1241 с.
23. Полозкова В. Стихи. URL: https://1strofa.ru/vera_polozkova/poglyadi_moya_realnost_v_petlyakh_derzhitsya_tak_khlipko
24. Слава Сэ. Ева. М. : АСТ, 2011. 320 с.
Опубликован
2024-12-26
Как цитировать
Шилихина, К. М., & Паньин, Е. А. (2024). ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ И ЯЗЫКОВАЯ ИГРА: ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ КОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ?. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (1), 24-31. извлечено от https://journals.vsu.ru/lic/article/view/12824
Раздел
Теоретическая и прикладная лингвистика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)