Организационное обеспечение экономического анализа рыночного окружения экономического субъекта

  • Лариса Сергеевна Коробейникова Воронежский государственный университет
  • Диана Юрьевна Смолевская Воронежский государственный университет
Ключевые слова: рыночное окружение, организационное обеспечение, цель экономического анализа, координатор аналитической работы, интересы внутренних и внешних пользователей, конкуренты, аналитический отчет

Аннотация

Предмет: экономический анализ рыночного окружения экономического субъекта играет важную роль в оценке организационного уровня управления его деятельностью, что позволяет анализировать степень адекватности построения положений стратегии развития экономического субъекта. Оптимизация организационной структуры управления экономическим субъектом способствует укреплению его конкурентоспособности и рациональности принятия управленческих решений в области регулирования внутренней среды функционирования субъекта. В условиях гласности и прозрачности ведения бизнеса повышается роль информационного обеспечения анализа рынка, что позволяет обеспечивать результативность принятия управленческих решений с позиции потенциальной возможности координации управленческих действий и оценки их воздействия на процесс исполнения. Цель: обосновать содержание организационных этапов экономического анализа рыночного окружения субъекта хозяйствования, включающих определение цели и задач анализа; выявление субъектов, инициаторов и потребителей результатов анализа на основе распределения между ними функциональных обязанностей; формирование элементов информационного обеспечения аналитического работы, выделение расчетно-аналитических аспектов анализа; формирование выводов и оформление результатов анализа. Дизайн исследования: анализ функционирования субъекта хозяйствования направлен на выявление направлений деятельности, которые определяют результативность ведения бизнеса, выявляют основные приоритеты стратегического развития и конкурентные преимущества. Для эффективной организации анализа рыночного окружения инициатор и координатор должны регулярно обмениваться информацией о текущем состоянии проекта, о возможных изменениях в требованиях и сроках. Результаты: предложенные организационно-методические рекомендации по проведению анализа рыночного окружения субъекта предпринимательской деятельности для разработки оптимизационных мероприятий и осуществления контроля внедрения предложений по повышению эффективности деятельности экономического субъекта.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Лариса Сергеевна Коробейникова, Воронежский государственный университет

канд. экон. наук, доц.

Диана Юрьевна Смолевская, Воронежский государственный университет

маг.

Литература

1. Головин С.В., Луценко М.С., Шендрикова О.О. Организация внутреннего контроля на российских и зарубежных предприятиях: подходы и модели // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2020, no. 3, с. 34-47.
2. Григорьева С.В. Системный подход к экономическому анализу устойчивости предприятий // Актуальные исследования высшей школы, 2023, no. 1, c. 8-11.
3. Ендовицкий Д.А., Подлесных С.А. Организационные этапы экономического анализа экспертной деятельности в условиях конкурентной среды // Современная экономика: проблемы и решения, 2023, no. 4, c. 58-70.
4. Казанцева А.Н. Развитие системы внутреннего контроля в современных компаниях: теоретические подходы и предложения по совершенствованию // Управленческое консультирование, 2018, no. 10, с. 99-108.
5. Коробейникова Л.С., Черкасова К.А. Оценка уровня зрелости системы внутреннего контроля коммерческой организации и пути повышения ее эффективности // Современная экономика: проблемы и решения, 2021, no. 4 (136), c. 72-87.
6. Коробейникова Л.С., Гущина А.И. Анализ рыночного окружения организаций здравоохранения // Современная экономика: проблемы и решения, 2021, no. 11 (143), c. 65-75.
7. Кузьбожев Э.Н., Световцева М.Г., Бабич Т.Н. Системный или комплексный анализ? // Экономический анализ: теория и практика, 2006, no. 9 (66), c. 9-16.
8. Панина И.В., Коробейникова Л.С. Формирование и анализ отчетной информации о сегментах деятельности организации // Экономический анализ: теория и практика, 2014, no. 13, с. 39-48.
9. Подлесных С.А. Возможности использования инструментария стратегического экономического анализа для оценки эффективности деятельности организаций // Апрельские научные чтения имени профессора Л.Т. Гиляровской: материалы XI Международной научно-практической конференции, 2022, с. 125-129.
10. Полухина И.В. Систематизация аналитических работ оценки конкурентоспособности коммерческой организации // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы: материалы XIII Международной научно-практической конференции, 2023, с. 192-197.
11. Сысоева О.Н., Лытнева Н.А. Развитие инновационных методов в управлении результативностью хозяйственных систем // Вестник Орел ГАУ, 2012, no. 3 (36), c. 87-92.
12. Учет, анализ и контроль в корпорациях: монография / [под ред. Д.А. Ендовицкого]; Воронежский государственный университет. Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2018. 332 с.
Опубликован
2025-07-01
Как цитировать
Коробейникова, Л. С., & Смолевская, Д. Ю. (2025). Организационное обеспечение экономического анализа рыночного окружения экономического субъекта. Современная экономика: проблемы и решения, 5, 111-124. https://doi.org/10.17308/meps/2078-9017/2025/5/111-124
Раздел
Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика