Анализ факторов рыночного окружения хозяйствующего субъекта

  • Лариса Сергеевна Коробейникова Воронежский государственный университет
Ключевые слова: рыночное окружение, факторы макросреды, инструментарий PEST-анализа, экономический анализ

Аннотация

Предмет: на современном этапе развития экономики экономические субъекты, обладая значительным производственным, технологическим, финансовым, интеллектуальным, информационным потенциалом, не могут сбалансировать свои внутренние потенциальные возможности в условиях изменений спроса на функционирующем рынке. Инструментарий экономического анализа помогает выявить основные направления усиления деятельности хозяйствующего субъекта в условиях агрессивной внешней среды, обосновать сильные и слабые стороны бизнеса, внешние факторы, влияющие на деятельность организации и ее конкурентоспособность. Цель: для понимания структуры и особенностей наполнения бизнеса экономического субъекта необходима комплексная оценка внешней макроэкономической среды его функционирования, детализация факторов, влияющих на ее изменение для определения направления использования возможностей/минимизации угроз, возникающих в результате их воздействия на бизнес. Дизайн исследования: на современном этапе развития экономики приоритет отдается информации, формируемой внутренней средой экономического субъекта. Степень влияния факторов макроокружения на деятельность различных организаций различается, что связано с отличиями в сфере деятельности и уровнем их экономического и рыночного потенциала, что и повышает значимость корректировки факторов рыночного окружения в условиях высокой динамичности среды функционирования экономических субъектов. Результаты: использование инструментария PEST-анализа охватывает перспективу прогнозного периода развития хозяйствующего субъекта и позволяет обновлять его содержание по мере изменения воздействия макроэкономических факторов. Использование внутренних источников информации анализа рыночного окружения экономического субъекта возможно по причине их общедоступности. Детализация факторов макросреды экономического субъекта на основе применения инструментария PEST-анализа способствует качеству достижения его результатов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Лариса Сергеевна Коробейникова, Воронежский государственный университет

канд. экон. наук, доц.

Литература

1. Ендовицкий Д.А. Организационные этапы экономического анализа экспертной деятельности в условиях конкурентной среды / Д.А. Ендовицкий, С.А. Подлесных // Современная экономика: проблемы и решения, 2023, no. 4, c. 58- 70.
2. Ерженина Е.Ф. Основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов // Современные гуманитарные исследования, 2011, no. 3 (40), c. 14-19.
3. Коробейникова Л.С. Анализ рыночного окружения организаций здравоохранения / Л.С. Коробейникова, А.И. Гущина // Современная экономика : проблемы и решения, 2021, no. 11 (143), c. 65-75.
4. Коробейникова Л.С. Информационное обеспечение анализа рыночного окружения экономического субъекта / Л.С. Коробейникова, Д.Ю. Смолевская. // Современная экономика : проблемы и решения, 2025, no. 7 (187), c. 114-124.
5. Костюкова Е.И. Вызовы современности: проблемы, возможности, решения / Е.И. Костюкова, А.Н. Герасимов, Д.А. Ендовицкий. Ставрополь, АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2015. 136 с.
6. Липалина С.Ю. Инструменты и методы управления производством и реализацией алкогольной продукции: дисс. канд. экон. наук. Королев, 2013.
7. Остаев Г.Я. Бухгалтерский учет как инструмент аналитических процедур управления бизнесом / Г.Я. Остаев, С.В. Козменкова, Д.В. Кондратьев, Г.Р. Алборов, О.О. Злобина // Международный бухгалтерский учет, 2025, no. 6.
8. Полухина И.В. Систематизация аналитических работ оценки конкурентоспособности коммерческой организации // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы: материалы XIII Международной научно-практической конференции. ФАС; ВГУ. Воронеж, Издательство ВГУ, 2023, c. 192-197.
9. Учет, анализ и контроль в корпорациях: монография / [под ред. Д.А. Ендовицкого]; Воронежский государственный университет. Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2018. 332 с.
10. Шарапова Н.В., Борисов И.А., Лагутина Е.Е. Стратегический анализ, или с чего начать? // Экономика и предпринимательство, 2017, no. 4-1(81-1), c. 634- 637.
11. Эсетова А.М. Системный подход к управлению конкурентным потенциалом строительного предприятия / А.М. Эсетова, Х.М.М. Магомедов, Т.А. Гамидов // Транспортное дело России, 2006, no. 11- 1, c. 37-39.
12. Grant R.M. Prospering in dynamicallycompetetive environments: Organizational capability as knowledge integration // Organization science, Vol. 7, no. 4.
Опубликован
2025-11-14
Как цитировать
Коробейникова, Л. С. (2025). Анализ факторов рыночного окружения хозяйствующего субъекта. Современная экономика: проблемы и решения, 10, 119-128. https://doi.org/10.17308/meps/2078-9017/2025/10/119-128
Раздел
Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика