Анализ некоторых характеристик бизнес-модели аптеки-дискаунтера
Аннотация
Цель: анализ ряда характеристик бизнес-модели «аптеки-дискаунтера» на примере розничного сектора фармацевтического рынка Воронеж- ской области. Обсуждение: ввиду общего осложнения экономической обстановки, отмечаемого в последние годы и проявляющегося в падении реальных доходов населения и общем росте цен, население Рос- сии стало искать пути экономии на потребляемых товарах. До недавнего времени возможность экономии через использование торговых организаций «низких цен», позиционирующих себя как «дискаунтеры» была распространена в продовольственном сегменте и сегменте бытовой техники. В последние годы данная тенденция была перенесена на фармацевтический рынок и продемонстрировала успешность функционирования. Несмотря на то, что «аптеки-дискаунтеры» яв- ляются относительно новым явлением для фармацевтического рынка, как и любые другие коммерческие организации, они преследуют получение прибыли. Изучение особенностей функционирования аптечных организаций по бизнес-модели «дискаунтера» показало, что извлечение положительного финансового результата сопряжено с рядом особенностей их функционирования. С одной стороны, это необходимость поддерживать максимально низкий для локального рынка уровень цен, обеспечивающий высокий поток потребителей и высокую оборачиваемость товаров. С другой стороны — необходимость минимизации издержек за счет упрощения общего оформления аптечной организации, минимизации затрат на персонал и маркетинг. Агрессивная стратегия аптек-дискаунтеров на рынке построена на преднамеренном демпинге цен в целях завоевания рынка, вытеснения с него участников-конкурентов, что ведет к стремительному расширению бизнеса. Результаты: выявлены ключевые особенности функционирования аптечных сетей-дискаунтеров.