Развитие персонала: эволюция взглядов на компетенции. От характеристик до статистического анализа
Аннотация
Цель: статья посвящена вопросам трансформации представлений о развитии работника, портрете компетенций, шансах и рисках развития, сопоставления его результатов в зависимости от пассивной или проактивной роли работника и организации, роли статистических группировок для исследования проблемы. Обсуждение: развитие работников остается одной из наиболее актуальных бизнес-проблем: компетентностный подход, давно адаптированный в зарубежных организациях, позволяет менеджменту снижать трудоемкость принятия решения и в условиях высокого уровня знаний и навыков персонала переходить от директивного и тренирующего стилей лидерства к поддерживающему и делегирующему. Это означает возможность более детального подхода к анализу конкурентов, системных партнеров и планирования обоснованных стратегических задач. База фундаментальных и прикладных исследований в сфере развития работников находится в процессе постоянного формирования и изменения, обусловленных факторами трансформирующейся экономики, требованиями работодателей и ценностными ориентациями занятых. В соответствии с этим в определенной степени замедляется разработка отечественных подходов к познанию проблемы, ее истории, а также выбора экономически и социально обоснованного алгоритма совершенствования работников российских хозяйствующих субъектов. Результаты: в статье систематизировано представление о движении научной междисциплинарной мысли о развитии работника, обоснована преемственность представлений о совершенствовании работников через сравнение актуальной рамки компетенций, используемой в Германии, с их видением мыслителями разных эпох, дана характеристика роли работодателя при пассивной и проактивной роли работников в развитии, систематизированы шансы и риски в развитии. Приведены методы статистического анализа: наблюдение, группировки, классификации.