Информационное обеспечение анализа рыночного окружения экономического субъекта

  • Лариса Сергеевна Коробейникова Воронежский государственный университет
  • Диана Юрьевна Смолевская Воронежский государственный университет
Ключевые слова: рыночное окружение, информационно-аналитическое обеспечение, классификация информации, внешняя информация

Аннотация

Предмет: для обеспечения эффективного управления рыночным потенциалом экономического субъекта важное значение приобретает аналитический процесс формирования информационных основ принятия обоснованных управленческих решений, направленных на укрепление рыночной позиции субъекта на функционирующем рынке и осуществления контрольных функций их исполнения. Экономический анализ помогает выявить сильные и слабые стороны ведения бизнеса, сгруппировать внешние факторы, влияющие на деятельность организации и ее конкурентоспособность. Системный подход к формированию информационной базы анализа рыночного окружения предполагает изучение информационных потоков по всем направлениям окружения субъекта хозяйствования, включая составляющие макроэкономического, микроэкономического и конкурентного уровней окружения. Цель: разработать классификацию источников информационного обеспечения анализа рыночного окружения экономического субъекта на основе системного подхода, сформировать единые требования к качественным характеристикам информации, используемой при анализе рыночного окружения экономического субъекта, что позволит повысить техническо-организационный уровень производства и внешних условий функционирования экономического субъекта. Дизайн исследования: традиционно выделяемые в экономической литературе признаки классификации информационного обеспечения экономического анализа требуют дополнения признаками, позволяющими учесть уровень формирования информации на принятие управленческих решений, продолжительность анализируемого периода, направлений использования информации и направлений проведения аналитической работы. Предложения по усовершенствованию существующих классификаций имеют важное значение на этапе формирования информационного обеспечения анализа рыночного окружения. Результаты: перед использованием информации необходимо осуществить проверку ее качественных характеристик: точность, актуальность, полнота, объективность, доступность, релевантность, сопоставимость. В статье рассмотрены возможные способы проверки качественных параметров информации (обоснование периода формирования, возможности сравнения и сопоставления данных из нескольких информационных источников), что позволит повысить точность и достоверность выводов и рекомендаций по результатам аналитической работы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Лариса Сергеевна Коробейникова, Воронежский государственный университет

канд. экон. наук, доц.

Диана Юрьевна Смолевская , Воронежский государственный университет

маг.

Литература

1. Абидарова А.А. Виды источников информации и меры повышения информационной безопасности // Известия ТулГУ. Технические науки, 2021, no. 5, с. 213-220.
2. Бобрышев А.Н. Формирование бизнес-модели экономического субъекта в условиях кризисных процессов в экономике как способ повышения его конкурентоспособности // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы: материалы VII Междунар. научн.-практ. конф. Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2017, с. 8-12.
3. Габдуллина Г.К. Информационное обеспечение экономического анализа деятельности корпораций и критерии ее оценки / Г.К. Габдуллина, В.К. Аюпова, С.В. Хусаинова // Журнал прикладных исследований, 2022, no. 6-3, c. 258-265.
4. Ендовицкий Д.А. Организационные этапы экономического анализа экспертной деятельности в условиях конкурентной среды / Д.А. Ендовицкий, С.А. Подлесных // Современная экономика: проблемы и решения, 2023, no. 4, c. 58- 70
5. Колетвинов Д.С. Обзор научных методов сбора и обработки информации / Д.С. Колетвинов, А.А. Мельникова, К.В. Борзилов // Молодой ученый, 2020, no. 3 (293), c. 157-159.
6. Коробейникова Л.С. Анализ рыночного окружения организаций здравоохранения / Л.С. Коробейникова, А.И. Гущина // Современная экономика : проблемы и решения, 2021, no. 11 (143), c. 65-75.
7. Коробейникова Л.С., Попов М.И. Эффективность деятельности в системе оценки конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы: материалы VI Междунар. научн.-практ. конф. Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2016, с. 74-46.
8. Полухина И.В. Классификация и анализ информационных источников оценки конкурентоспособности организации / И.В. Полухина, М.С. Хоц // 122 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Материалы IX Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организации»; в 2-х частях; [под ред. Д.А. Ендовицкого, Н.Г. Сапожниковой, Т.Н. Панковой]. Часть II. Воронеж, ВГУ, 2022, c. 119-124.
9. Полухина И.В. Финансовая устойчивость как гарант конкурентоспособности организации // Современная экономика: проблемы и решения, 2017, no. 3 (87), с. 81-98.
10. Полухина И.В. Экономический анализ резервов повышения конкурентной устойчивости и эффективности деятельности коммерческой организации // Современная экономика: проблемы и решения, 2019, no. 4, c. 98-119
11. Соколова Е.И. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности // Статья в сборнике трудов LIII International correspondence scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education», Boston, (23–24 декабря 2018 года). Problems of science. 2018, с. 48-52.
12. Учет, анализ и контроль в корпорациях: монография / [под ред. Д.А. Ендовицкого]; Воронежский государственный университет. Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2018. 332 с.
Опубликован
2025-08-08
Как цитировать
Коробейникова, Л. С., & Смолевская , Д. Ю. (2025). Информационное обеспечение анализа рыночного окружения экономического субъекта. Современная экономика: проблемы и решения, 7, 114-124. https://doi.org/10.17308/meps/2078-9017/2025/7/114-124
Раздел
Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика