Оценка конкурентоспособности вуза при экспорте образовательных услуг
Аннотация
Предмет: статья посвящена типологии проблем, возникающих в процессе международной образовательной деятельности, выявление которых обеспечит вузу понимание своего места в конкурентной среде, слабые места в бизнес-процессе работы с иностранными студентами, поиск резервов для повышения эффективности функционирования. Цель: оценка международной деятельности вуза с позиции его конкурентоспособности по взаимодействию с иностранными студентами. Дизайн исследования: объектом исследования послужили информационные данные об экспорте образовательных услуг Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет». Нами проведена оценка конкурентоспособности вуза с позиции занимаемой в отечественных рейтингах. В частности, проанализирована динамика по ряду показателей, таких как: доля иностранных студентов в общей численности студентов за период с 2019 г. по 2023 г.; спрос образовательных услуг в разрезе основных экспортных рынков; численность иностранных студентов по уровням образования; объем средств от образовательной деятельности, получаемой вузами-конкурентами от иностранных граждан и иностранных юридических лиц; стоимость обучения в вузе по уровням образования для иностранных граждан. Результаты: выявлены сильные и слабые стороны образовательного учреждения при экспорте образовательных услуг, на их основе разработаны рекомендации по усилению конкурентоспособности вуза с позиции международной деятельности. Предложенные мероприятия позволят не только устранить существующие недостатки, но и повысить деловую репутацию, места, занимаемые в национальных и международных рейтнингах образовательным учреждением.
Скачивания
Литература
2. Публичная отчетность образовательной организации: формирование, экономический анализ, рейтинговая оценка: монография / колл. авторов; под. ред. Ендовицкого Д.А. Москва, КНОРУС, 2023. 284 с.
3. Abend G. Making things possible. Sociological Methods & Research. Available at: https://doi.org/10.1177/00491 241209 26204.
4. Biagioli M., Lippman A., Csiszar A., Gingras Y., Power M., Wouters P. Global University Rankings: Impacts and Applications // Gaming the Metrics: Misconduct and Manipulation in Academic Research, 2019, pp. 93-100. Available at: https:// ieeexplore.ieee.org/document/9085735.
5. Brankovic J., Ringel L., & Werron T. How rankings produce competition: The case of global university rankings // Zeitschrift für Soziologie, 2018, T. 47, no. 4, pp. 270-288. Available at: https://doi. org/10.1515/zfsoz-2018-0118.
6. Hamann J. The discursive resilience of university rankings // High Educ 86, pp. 845–863 (2023). Available at: https://link. springer.com/article/10.1007/s10734-022- 00990-x.
7. Horstschräer J. University rankings in action? The importance of rankings and an excellence competition for university choice of high-ability students // Economics of Education Review, 2012, T. 31, no. 6, pp. 1162-1176. Available at:https://www. sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0272775712001045.
8. Sayed O.H. Critical Treatise on University Ranking Systems // Open Journal of Social Sciences, no. 7, pp. 39-51. Available at: https://www.scirp.org/journal/articles? searchcode=Osama+H.++Sayed&searchfi eld=authors&page=1.
9. University rankings guide: A closer look for research leaders // Journal of new approaches in educational research, 2020, Vol. 9, no. 2, pp. 181-193. Available at: https://dialnet.unirioja.es/descarga/ articulo/7507206.pdf.
10. Wilbers S., Brankovic E. The emergence of university rankings: a historical sociological account // High Educ 86, pp. 733-750 (2023). Available at: https:// link.springer.com/article/10.1007/s10734- 021-00776-7.
11. Uvaleyeva Z., Mukhiyayeva D., Baranova I., Valieva M. & Kopylova O. (2019). Positioning of post-soviet universities in international ratings: Case of entrepreneurship education // Journal of Entrepreneurship Education, no. 22(6). Available at: https://www.abacademies. org/articles/positioning-of-postsovietuniversities-in-international-ratings-caseof-entrepreneurship-education-8767.html.
12. Uvaleyeva Z., Mukhiyayeva D., Baranova I., Valieva M. & Kopylova O. (2019). Positioning of post-soviet universities in international ratings: Case of entrepreneurship education // Journal of Entrepreneurship Education, no. 22 (6). Available at: https://www.abacademies. org/articles/positioning-of-postsovietuniversities-in-international-ratings-caseof-entrepreneurship-education-8767.html.





