Использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов вузов, обучающихся эколого-географическим специальностям

Ключевые слова: геоинформационные системы, программа ArcGIS, образовательный процесс, цифровые технологии, информационно-цифровые компетенции, геоинформационные компетенции, полуострова Рыбачий и Средний

Аннотация

Цель – методическая разработка задания в программе ArcGIS на основе регионального научного полевого материала, способствующего формированию ГИС-компетенций у студентов вузов, обучающихся эколого-географическим специальностям. Материалы и методы. Материалами для разработки задания послужили авторские данные полевых научных исследований, проведенных в 2016 году на полуостровах Рыбачьем и Среднем Мурманской области, в ходе которых были выявлены ценопопуляции редких видов растений. Алгоритм выполнения задания основан на методах ГИС-моделирования района исследования и геоанализа с целью определения мезоклимата мест произрастания выявленных ценопопуляций. Апробация проведена на базе Мурманского арктического государственного университета в группе студентов-экологов. Для оценки успешности выполнения задания применялся метод балльных оценок. Результаты и обсуждение. Спектр ГИС-задач, решаемых в ходе выполнения задания, включает наиболее востребованные региональными работодателями ГИС-операции. Алгоритм выполнения сопровождается рекомендациями по анализу результирующей карты и влияющих на формирование мезоклимата факторов. Выявлено, что студенты относительно легко овладевают интерфейсом программы и простейшими операциями, сложнее – трансформацией геоизображений и выбором степени прозрачности слоев для корректного их отражения при оверлее. Выводы. Выполнение задания способствует формированию ГИС-компетенций. Итоговая средняя балльная оценка варьирует от 85 до 94.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Марина Всеволодовна Светлова, Мурманский арктический государственный университет

к.г.н., доцент кафедры естественных наук

Мария Юрьевна Меньшакова, Мурманский арктический государственный университет

к.б.н., доцент, заведующая лабораторией «Мониторинг и сохранение природных экосистем Арктики»

Литература

1. Аникеева О. С., Лебедева И. В., Плетухина А. А. Проблемы и перспективы использования геоинформационных технологий в образовательном процессе // Проблемы и перспективы педагогического образования, 2018, № 60-3, с. 18-21.
2. Атлас Мурманской области. – URL: https://kolamap. ru/img/1971/1971.html (дата обращения: 10.08.2023). – Текст: электронный.
3. Беляков О. И. Учебный курс «Геоинформационные системы»: актуализация содержания // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Серия: Естественные науки, 2012, № 29, с. 301-304.
4. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Ценопопуляции горечавки золотистой (Gentianellaaurea (L.) H. Smith) на территории природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» // Естественные науки, 2017, № 4 (61), с. 27-31.
5. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Ценопопуляции родиолы розовой на территории природного парка «Полуостров Рыбачий и Средний» // Естественные и технические науки, 2016, № 11 (101), с. 46-49.
6. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Разработка базы данных о состоянии популяций редких видов растений природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» // Материалы региональной научно-практической конференции «Путь в науку», 2018, с. 102-105.
7. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Разработка электронного кадастра редких видов растений природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» //Сборник материалов международного симпозиума «Территориальная охрана природы: от теории к практике», 2020, с. 23-27.
8. Денисов В. В., Митина Е. Г., Светлова М. В. Особенности подготовки специалистов в области регионального природопользования (на примере приморского региона) // Самарский научный вестник, 2018, т. 7, № 1 (22), с. 251-255.
9. Епринцев С. А. ГИС-технологии: основы работы с программным пакетом ArcGIS 10.2: учебное пособие для вузов. Воронеж: Цифровая полиграфия, 2015. 63 с.
10. Лебедев С. В., Нестеров Е. М. Пространственное ГИС-моделирование геоэкологических объектов в ArcGIS: учебник. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 260 с.
11. Марков Д. С., Гинко В. И., Малыгин А. Д. Развитие геоинформационных компетенций у студентов, обучающихся по образовательной программе «История; География» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование // Самарский научный вестник, 2022, т. 11, № 1, с. 307-313.
12. Меньшакова М. Ю., Гайнанова Р. И., Поторочин Е. О. Распространение редких видов растений на территории природного парка ««Полуострова Рыбачий и Средний» (Мурманская область) // Вестник Воронежского университета.
Серия: География. Геоэкология, 2022, № 2, с.71-77.
13. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика, 2019, № 2 (28), с. 108-113.
14. Слива Е. А. Использование контекстного подхода при обучении базовым геоинформационным технологиям бакалавров непрофильного геоинформационного образования: автореф. дис.кандидата пед. наук. Нижневартовск, 2018. 23 с.
15. Сочетание академической и прикладной направленности в методологии дисциплины обучения «Геоинформационные системы» / Б. П.Питерский, А. И.Яшин, М. А. Щиголева, Т. Р. Богданов // Материалы XXVI международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество», 2020, с. 219-222.
16. Федорян А. В. Применение технологии геоинформационных систем в природообустройстве и водопользовании.
Москва: Директ-Медиа, 2022. 192 с.
17. Шихов А. Н., Черепанова Е. С., Пьянков С. В. Геоинформационные системы: методы пространственного анализа: учебное пособие. Пермь: Издательство Пермского государственного национального исследовательского университета, 2017. 88 с.
Опубликован
2024-03-01
Как цитировать
Светлова, М. В., & Меньшакова, М. Ю. (2024). Использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов вузов, обучающихся эколого-географическим специальностям. Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология, (1), 135-142. https://doi.org/10.17308/geo/1609-0683/2024/1/135-142
Раздел
Методика преподавания