Использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов вузов, обучающихся эколого-географическим специальностям
Аннотация
Цель – методическая разработка задания в программе ArcGIS на основе регионального научного полевого материала, способствующего формированию ГИС-компетенций у студентов вузов, обучающихся эколого-географическим специальностям. Материалы и методы. Материалами для разработки задания послужили авторские данные полевых научных исследований, проведенных в 2016 году на полуостровах Рыбачьем и Среднем Мурманской области, в ходе которых были выявлены ценопопуляции редких видов растений. Алгоритм выполнения задания основан на методах ГИС-моделирования района исследования и геоанализа с целью определения мезоклимата мест произрастания выявленных ценопопуляций. Апробация проведена на базе Мурманского арктического государственного университета в группе студентов-экологов. Для оценки успешности выполнения задания применялся метод балльных оценок. Результаты и обсуждение. Спектр ГИС-задач, решаемых в ходе выполнения задания, включает наиболее востребованные региональными работодателями ГИС-операции. Алгоритм выполнения сопровождается рекомендациями по анализу результирующей карты и влияющих на формирование мезоклимата факторов. Выявлено, что студенты относительно легко овладевают интерфейсом программы и простейшими операциями, сложнее – трансформацией геоизображений и выбором степени прозрачности слоев для корректного их отражения при оверлее. Выводы. Выполнение задания способствует формированию ГИС-компетенций. Итоговая средняя балльная оценка варьирует от 85 до 94.
Скачивания
Литература
2. Атлас Мурманской области. – URL: https://kolamap. ru/img/1971/1971.html (дата обращения: 10.08.2023). – Текст: электронный.
3. Беляков О. И. Учебный курс «Геоинформационные системы»: актуализация содержания // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Серия: Естественные науки, 2012, № 29, с. 301-304.
4. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Ценопопуляции горечавки золотистой (Gentianellaaurea (L.) H. Smith) на территории природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» // Естественные науки, 2017, № 4 (61), с. 27-31.
5. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Ценопопуляции родиолы розовой на территории природного парка «Полуостров Рыбачий и Средний» // Естественные и технические науки, 2016, № 11 (101), с. 46-49.
6. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Разработка базы данных о состоянии популяций редких видов растений природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» // Материалы региональной научно-практической конференции «Путь в науку», 2018, с. 102-105.
7. Гайнанова Р. И., Меньшакова М. Ю. Разработка электронного кадастра редких видов растений природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний» //Сборник материалов международного симпозиума «Территориальная охрана природы: от теории к практике», 2020, с. 23-27.
8. Денисов В. В., Митина Е. Г., Светлова М. В. Особенности подготовки специалистов в области регионального природопользования (на примере приморского региона) // Самарский научный вестник, 2018, т. 7, № 1 (22), с. 251-255.
9. Епринцев С. А. ГИС-технологии: основы работы с программным пакетом ArcGIS 10.2: учебное пособие для вузов. Воронеж: Цифровая полиграфия, 2015. 63 с.
10. Лебедев С. В., Нестеров Е. М. Пространственное ГИС-моделирование геоэкологических объектов в ArcGIS: учебник. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 260 с.
11. Марков Д. С., Гинко В. И., Малыгин А. Д. Развитие геоинформационных компетенций у студентов, обучающихся по образовательной программе «История; География» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование // Самарский научный вестник, 2022, т. 11, № 1, с. 307-313.
12. Меньшакова М. Ю., Гайнанова Р. И., Поторочин Е. О. Распространение редких видов растений на территории природного парка ««Полуострова Рыбачий и Средний» (Мурманская область) // Вестник Воронежского университета.
Серия: География. Геоэкология, 2022, № 2, с.71-77.
13. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика, 2019, № 2 (28), с. 108-113.
14. Слива Е. А. Использование контекстного подхода при обучении базовым геоинформационным технологиям бакалавров непрофильного геоинформационного образования: автореф. дис.кандидата пед. наук. Нижневартовск, 2018. 23 с.
15. Сочетание академической и прикладной направленности в методологии дисциплины обучения «Геоинформационные системы» / Б. П.Питерский, А. И.Яшин, М. А. Щиголева, Т. Р. Богданов // Материалы XXVI международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество», 2020, с. 219-222.
16. Федорян А. В. Применение технологии геоинформационных систем в природообустройстве и водопользовании.
Москва: Директ-Медиа, 2022. 192 с.
17. Шихов А. Н., Черепанова Е. С., Пьянков С. В. Геоинформационные системы: методы пространственного анализа: учебное пособие. Пермь: Издательство Пермского государственного национального исследовательского университета, 2017. 88 с.