Развитие туризма на урбанизированных территориях степной зоны (на примере Оренбургской области)
Аннотация
Цель – анализ перспектив развития туризма на урбанизированных территориях степного региона – Оренбургской области. Материалы и методы. Для сравнительно-географического анализа перспектив развития туризма в городах Оренбуржья в рамках объектного подхода осуществлен пространственный анализ расположения основных туристских достопримечательностей; в рамках экологического подхода изучена степень озеленения территорий городов, занятых плотной застройкой. Итоговые картоиды, описывающие модель, характеризуют пространственное распределение ресурсных компонент туристского комплекса, которые влияют на популяризацию городов как туристских дестинаций: расположение территорий с древесной растительностью в пределах зон с плотной застройкой, распределение объектов культурного наследия, музеев и городских достопримечательностей. Результаты и обсуждение. Крупные города региона – Оренбург, Орск, Бузулук – лидеры по плотности и разнообразию аттрактивных объектов, что определяется историей освоения области, статусом и численностью населения в городах. На урбанизированных территориях региона преобладает одноядерная структура туристского пространства, степень кластеризации достопримечательностей (их плотность на квадратный километр) максимальна в городе Оренбург, а минимальна в городе Медногорск. Наиболее проблемные территории региона – промышленные города восточной части области, где в перспективе возможно развивать промышленный туризм и искусственно создавать достопримечательности и точки интереса. Заключение. Развитие и продвижение туризма в городах должно отталкиваться от концепции общей городской привлекательности для всех задействованных сторон – туристов, бизнеса и горожан. Неотъемлемая часть устойчивого развития городского туризма – экономическая оценка исходных данных и результатов, а также грамотная политика по интеграции объектов показа в окружающую среду. Перед местными властями стоит сложная задача сбалансировать экономические выгоды от развития туризма в городах и сопутствующие негативные последствия качества жизни местного населения.
Скачивания
Литература
2. Gerasimenko T. I., Rodoman B. B. Zagorodnye prirodnye parki i turistskie pohody na urbanizirovannyh territorijah [Country natural parks and hiking in urban areas]. Turizm v glubine Rossii: sbornik trudov IV Vserossiyskogo nauchnogo seminara, 2016, pp. 20-25. (In Russ.)
3. Girovka N. N. Turistsko-rekreacionnye resursy territorij: predposylki formirovanija: monografija [Tourist and recreational resources of territories: preconditions for formation: monograph]. Nizhegorodskiy gosudarstvennyy arkhitekturno-stroitel'nyy universitet, 2015. 294 p. (In Russ.)
4. City greening. Terms and definitions from November 10, 1989. – URL
5. Zamjatin D. N. Geokul'turnyj brending gorodov i territorij: ot genija mesta k imidzhevym resursam [Geocultural branding of cities and territories: from the genius of the place to image resources]. Sovremennye problemy servisa i turizma, 2015, no. 9 (2), pp. 25-31. (In Russ.)
6. Zeveke O. Ju. Sovremennye tendencii razvitija gorodskogo turizma [Modern trends in the development of urban tourism]. Slavjanskij forum, 2013, no. 4 (2), pp. 91-96. (In Russ.)
7. Kropinova E. G., Belova A. V., Afanas'eva Je. P. Ustojchivyj turizm – al'ternativa razvitija pribrezhnyh gorodov (na primere malyh gorodov Kaliningradskoj oblasti) [Sustainable Tourism as an Alternative to the Development of Coastal Cities (on the Example of Small Towns in the Kaliningrad Region)]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2015, no. 7, pp. 104-113. (In Russ.)
8. Naruta Ja. S., Garina T. A. Sobytijnyj turizm: ponjatija, vidy, klassifikacija [Event tourism: concepts, types, classification]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no. 6 (11), pp. 1158-1162. (In Russ.)
9. Open data of the Ministry of Culture of Russia. – URL
10. Information about cultural heritage objects located on the territory of the Orenburg region and included in the register. – URL
11. SP 42.13330.2016 Urban planning. Planning and development of urban and rural settlements. Updated version of SNiP 2.07.01-89* (with Amendments No. 1, 2) dated December 30, 2016. – URL
12. Chibiljov A. A. Rekreacionno-turisticheskie resursy Orenburgskoj oblasti [Recreational and tourist resources of the Orenburg region]. Orenburg: “Gazprompechat'” OOO “Gazpromservis”, 2007. 60 p. (In Russ.)
13. Chibileva V. P., Filimonova I. Ju., Svjatoha N. Ju. Innovacionnoe razvitie sfery turizma stepnyh regionov Rossii [Innovative development of tourism in the steppe regions of Russia]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Geografija. Geojekologija, 2021, no. 4, pp. 3-12. (In Russ.)
14. Ashworth G. J. Is there an urban tourism? Tourism Recreation Research, 1992, vol. 17, no. 2, pр. 38.
15. Dodds R., Butler R. The phenomena of overtourism: a review. International Journal of Tourism Cities, 2019, vol. 5, no. 4, pp. 519-528.
16. Edwards D., Griffin T., Hayllar B. Urban Tourism Research: Developing an Agenda. Annals of Tourism Research, 2008, vol. 35, no. 4, pp. 1032-1052.
17. Esri Land Cover. – URL
18. European Space Agency WorldCover 2020 Land Cover. – URL
19. Gunay Z. Neoliberal Urbanism and Sustainability of Cultural Heritage. 44th ISOCARP congress, 2008, pp. 1-12.
20. Matečić I., Kesar O. Conceptualising the relationship between tangible cultural heritage and the tourism market. Urban Book Series, 2019, pp. 45-56.
21. Obad Š ́citaroci Mladen, Obad Š ́citaroci Bojani ́c Heritage Urbanism. Sustainability, 2019, vol. 11, no. 9, pp. 2669-2679.
22. OpenStreetMap. – URL
23. The world’s most populated and greenest megacities (and how we found out). – URL