Развитие туризма на урбанизированных территориях степной зоны (на примере Оренбургской области)

  • Наталья Юрьевна Святоха Институт степи Уральского отделения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-5707-2932
  • Валентина Петровна Чибилева Институт степи Уральского отделения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-9428-1864
Ключевые слова: туризм, урбанизированные территории, культурное наследие, озеленение городов, достопримечательности, тепловая карта

Аннотация

Цель – анализ перспектив развития туризма на урбанизированных территориях степного региона – Оренбургской области. Материалы и методы. Для сравнительно-географического анализа перспектив развития туризма в городах Оренбуржья в рамках объектного подхода осуществлен пространственный анализ расположения основных туристских достопримечательностей; в рамках экологического подхода изучена степень озеленения территорий городов, занятых плотной застройкой. Итоговые картоиды, описывающие модель, характеризуют пространственное распределение ресурсных компонент туристского комплекса, которые влияют на популяризацию городов как туристских дестинаций: расположение территорий с древесной растительностью в пределах зон с плотной застройкой, распределение объектов культурного наследия, музеев и городских достопримечательностей. Результаты и обсуждение. Крупные города региона – Оренбург, Орск, Бузулук – лидеры по плотности и разнообразию аттрактивных объектов, что определяется историей освоения области, статусом и численностью населения в городах. На урбанизированных территориях региона преобладает одноядерная структура туристского пространства, степень кластеризации достопримечательностей (их плотность на квадратный километр) максимальна в городе Оренбург, а минимальна в городе Медногорск. Наиболее проблемные территории региона – промышленные города восточной части области, где в перспективе возможно развивать промышленный туризм и искусственно создавать достопримечательности и точки интереса. Заключение. Развитие и продвижение туризма в городах должно отталкиваться от концепции общей городской привлекательности для всех задействованных сторон – туристов, бизнеса и горожан. Неотъемлемая часть устойчивого развития городского туризма – экономическая оценка исходных данных и результатов, а также грамотная политика по интеграции объектов показа в окружающую среду. Перед местными властями стоит сложная задача сбалансировать экономические выгоды от развития туризма в городах и сопутствующие негативные последствия качества жизни местного населения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Наталья Юрьевна Святоха, Институт степи Уральского отделения Российской академии наук

кандидат географических наук, научный сотрудник Института степи Уральского отделения Российской академии наук, г. Оренбург, Российская Федерация

Валентина Петровна Чибилева, Институт степи Уральского отделения Российской академии наук

кандидат географических наук, научный сотрудник Института степи Уральского отделения Российской академии наук, г. Оренбург, Российская Федерация

Литература

1. Borisov M. V., Bakaeva N. V., Chernjaeva I. V. Normativno-tehnicheskoe regulirovanie v oblasti ozelenenija gorodskoj sredy [Normative and technical regulation in the field of urban green space arrangement]. Vestnik MGSU, 2020, no. 2 (15), pp. 212-222. (In Russ.)
2. Gerasimenko T. I., Rodoman B. B. Zagorodnye prirodnye parki i turistskie pohody na urbanizirovannyh territorijah [Country natural parks and hiking in urban areas]. Turizm v glubine Rossii: sbornik trudov IV Vserossiyskogo nauchnogo seminara, 2016, pp. 20-25. (In Russ.)
3. Girovka N. N. Turistsko-rekreacionnye resursy territorij: predposylki formirovanija: monografija [Tourist and recreational resources of territories: preconditions for formation: monograph]. Nizhegorodskiy gosudarstvennyy arkhitekturno-stroitel'nyy universitet, 2015. 294 p. (In Russ.)
4. City greening. Terms and definitions from November 10, 1989. – URL
5. Zamjatin D. N. Geokul'turnyj brending gorodov i territorij: ot genija mesta k imidzhevym resursam [Geocultural branding of cities and territories: from the genius of the place to image resources]. Sovremennye problemy servisa i turizma, 2015, no. 9 (2), pp. 25-31. (In Russ.)
6. Zeveke O. Ju. Sovremennye tendencii razvitija gorodskogo turizma [Modern trends in the development of urban tourism]. Slavjanskij forum, 2013, no. 4 (2), pp. 91-96. (In Russ.)
7. Kropinova E. G., Belova A. V., Afanas'eva Je. P. Ustojchivyj turizm – al'ternativa razvitija pribrezhnyh gorodov (na primere malyh gorodov Kaliningradskoj oblasti) [Sustainable Tourism as an Alternative to the Development of Coastal Cities (on the Example of Small Towns in the Kaliningrad Region)]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2015, no. 7, pp. 104-113. (In Russ.)
8. Naruta Ja. S., Garina T. A. Sobytijnyj turizm: ponjatija, vidy, klassifikacija [Event tourism: concepts, types, classification]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no. 6 (11), pp. 1158-1162. (In Russ.)
9. Open data of the Ministry of Culture of Russia. – URL
10. Information about cultural heritage objects located on the territory of the Orenburg region and included in the register. – URL
11. SP 42.13330.2016 Urban planning. Planning and development of urban and rural settlements. Updated version of SNiP 2.07.01-89* (with Amendments No. 1, 2) dated December 30, 2016. – URL
12. Chibiljov A. A. Rekreacionno-turisticheskie resursy Orenburgskoj oblasti [Recreational and tourist resources of the Orenburg region]. Orenburg: “Gazprompechat'” OOO “Gazpromservis”, 2007. 60 p. (In Russ.)
13. Chibileva V. P., Filimonova I. Ju., Svjatoha N. Ju. Innovacionnoe razvitie sfery turizma stepnyh regionov Rossii [Innovative development of tourism in the steppe regions of Russia]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Geografija. Geojekologija, 2021, no. 4, pp. 3-12. (In Russ.)
14. Ashworth G. J. Is there an urban tourism? Tourism Recreation Research, 1992, vol. 17, no. 2, pр. 38.
15. Dodds R., Butler R. The phenomena of overtourism: a review. International Journal of Tourism Cities, 2019, vol. 5, no. 4, pp. 519-528.
16. Edwards D., Griffin T., Hayllar B. Urban Tourism Research: Developing an Agenda. Annals of Tourism Research, 2008, vol. 35, no. 4, pp. 1032-1052.
17. Esri Land Cover. – URL
18. European Space Agency WorldCover 2020 Land Cover. – URL
19. Gunay Z. Neoliberal Urbanism and Sustainability of Cultural Heritage. 44th ISOCARP congress, 2008, pp. 1-12.
20. Matečić I., Kesar O. Conceptualising the relationship between tangible cultural heritage and the tourism market. Urban Book Series, 2019, pp. 45-56.
21. Obad Š ́citaroci Mladen, Obad Š ́citaroci Bojani ́c Heritage Urbanism. Sustainability, 2019, vol. 11, no. 9, pp. 2669-2679.
22. OpenStreetMap. – URL
23. The world’s most populated and greenest megacities (and how we found out). – URL
Опубликован
2023-03-25
Как цитировать
Святоха, Н. Ю., & Чибилева, В. П. (2023). Развитие туризма на урбанизированных территориях степной зоны (на примере Оренбургской области). Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология, (1), 63-75. https://doi.org/10.17308/geo/1609-0683/2023/1/63-75
Раздел
География