Искусственный интеллект и персонализация в корпоративном обучении: практики, перспективы, барьеры

  • Валерия Валериевна Гридина Донецкий государственный университет
  • Ирина Валентиновна Петенко Донецкий государственный университет
  • Олег Семенович Щукин Воронежский государственный университет
  • Анастасия Александровна Воробьева Воронежский государственный университет
Ключевые слова: искусственный интеллект, корпоративное обучение, персонализация, адаптивные алгоритмы, рекомендательные системы, чат-боты, анализ учебных данных, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровизация, этические стандарты, автоматизация, развитие персонала, конкурентоспособность

Аннотация

Предмет: практики, перспективы и барьеры внедрения технологий искусственного интеллекта в систему корпоративного обучения. Цель: комплексный анализ текущего состояния, выявление перспектив и определение ключевых барьеров внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему корпоративного обучения. Дизайн исследования: теоретико-методологический базис исследования составили труды отечественных ученых в области корпоративного обучения. Инструментарий исследования представлен такими общенаучными и частными методами, как анализ и синтез, логическое обобщение, сравнение. Основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов, представляющие различные научные и прикладные исследования в области внедрения технологий искусственного интеллекта в корпоративное обучение. Результаты: определено, что корпоративное обучение является стратегическим процессом, направленным на развитие профессиональных навыков сотрудников в соответствии с задачами компании. Выявлена важность внедрения современных цифровых инструментов в корпоративное обучение. Установлено, что наиболее перспективным цифровым инструментом является искусственный интеллект (ИИ). Проанализированы основные технологии ИИ, которые имеют перспективу внедрения в корпоративное обучение и возможные области их применения. Раскрыты перспективы внедрения технологий ИИ в корпоративное обучение в России, а также определены барьеры, которые могут возникнуть в ходе их внедрения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Валерия Валериевна Гридина, Донецкий государственный университет

канд. экон. наук

Ирина Валентиновна Петенко, Донецкий государственный университет

д-р. экон. наук, проф.

Олег Семенович Щукин, Воронежский государственный университет

д-р. экон. наук, доц.

Анастасия Александровна Воробьева, Воронежский государственный университет

студ.

Литература

1. Болсуновский К.К., Тихоненко Д.В. Искусственный интеллект в системах корпоративного управления // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2021, no. 2, с. 472-474. Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/ iskusstvennyy-intellekt-v-sistemahkorporativnogo-upravleniya (дата обращения: 09.09.2025).
2. Верна В.В., Сорока А.В. Развитие цифровых технологий в корпоративном обучении персонала: перспективы использования образовательных экосистем // Век качества, 2022, no.1. Доступно: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-tsifrovyh-tehnologiyv-korporativnom-obuchenii-personalaperspektivy-ispolzovaniya-obrazovatelnyhekosistem (дата обращения: 09.09.2025).
3. Гридина В.В. Моделирование бизнес-процесса разработки матрицы компетенций персонала в нотации BPMN // Материалы IX Международной научной конференции «Донецкие чтения 2024: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности». Донецк, 2024, т. 5, ч. 3, с. 349-351.
4. Дитковская И.Э. Технологии искусственного интеллекта в персонализированном образовании в контексте философии личностного образования // Universum: общественные науки, 2024, no.3 (106). Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-v-personalizirovannom-obrazovanii-v-kontekstefilosofii-lichnostnogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.09. 2025).
5. Казарян А.Ю. Искусственный интеллект в процессах образования и обучения, положительные и отрицательные стороны // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2023, no. 11-2 (86). Доступно: https:// cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyyintellekt-v-protsessah-obrazovaniya-iobucheniya-polozhitelnye-i-otritsatelnyestorony (дата обращения: 09.09.2025).
6. Китаева Ф.С. Возможности и ограничения применения технологий искусственного интеллекта в развитии педагогических инструментов персонализации обучения // Финансовые рынки и банки, 2024, no. 9. Доступно: https:// cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnostii-ogranicheniya-primeneniya-tehnologiyiskusstvennogo-intellekta-v-razvitiipedagogicheskih-instrumentov (дата обращения: 09.09.2025).
7. Лелюх А.Б., Федорова Е.Н. Гибридный формат корпоративного образования: преимущества и перспективы // Наука и школа, 2023, no.3. Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnyyformat-korporativnogo-obrazovaniyapreimuschestva-i-perspektivy (дата обращения: 09.09.2025).
8. Мельничук Л.В. Система корпоративного обучения и развития персонала в организации // Проблемы науки, 2016, no. 12 (13). Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemakorporativnogo-obucheniya-i-razvitiyapersonala-v-organizatsii (дата обращения: 09.09.2025).
9. Покрамович О.В. Технологии корпоративного обучения: новые способы, перспективы развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2018, no. 2 (36). Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologii-korporativnogo-obucheniyanovye-sposoby-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 09.09.2025).
10. Романова Л.Л. Специфика профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта // Концепт, 2023, no. 7. Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-professionalnogo-obucheniyav-usloviyah-razvitiya-tsifrovizatsii-iiskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 09.09.2025).
11. Смирнов С.А. Исследование внутренней функции корпоративного обучения в компаниях РФ // Теория и практика общественного развития, 2023, no. 12. Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vnutrenney-funktsiikorporativnogo-obucheniya-v-kompaniyahrf (дата обращения: 09.09.2025).
12. Чуланова О.Л., Хайбуллова К.Н. Исследование применения технологий искусственного интеллекта в управлении персоналом современных организаций // Вестник евразийской науки, 2020, no. 1. Доступно: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-primeneniya-tehnologiyiskusstvennogo-intellekta-v-upravleniipersonalom-sovremennyh-organizatsiy (дата обращения: 09.09. 2025).
13. Шальнев О.Г. Современные форматы организации корпоративного обучения в условиях диджитализации промышленности // Организатор производства, 2020, no. 3. Доступно: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-formaty-organizatsii-korporativnogo-obucheniya-v-usloviyah-didzhitalizatsii-promyshlennosti (дата обращения: 09.09. 2025).
14. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования, 2023, no. 79-4. Доступно: https://cyberleninka. ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-vobrazovanii-1 (дата обращения: 09.09. 2025).
Опубликован
2025-11-14
Как цитировать
Гридина, В. В., Петенко, И. В., Щукин, О. С., & Воробьева, А. А. (2025). Искусственный интеллект и персонализация в корпоративном обучении: практики, перспективы, барьеры. Современная экономика: проблемы и решения, 10, 56-68. https://doi.org/10.17308/meps/2078-9017/2025/10/56-68
Раздел
Региональная экономика