Модель комплексного авиационно-климатического показателя для планирования полетов на местных воздушных линиях

  • Алексей Владимирович Степанов ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» https://orcid.org/0009-0004-6371-8551
Ключевые слова: комплексный авиационно-климатический показатель, наклонная полетная дальность видимости, местные воздушные линии

Аннотация

Цель – совершенствование имеющейся климатической информации путем построения модели комплексного авиационно-климатического показателя, определяемого сочетаниями высоты нижней границы облаков и полетной дальности видимости. Материалы и методы. Исходные материалы – собственные оригинальные разработки автора. Построение модели основано на теории негоризонтальной видимости объектов (ориентиров) на земной поверхности и опыте воздушной навигации. Проверка эффективности модели проводилась путем опроса летного состава в 2023 году. Результаты и обсуждение. Показано, что отожествление наклонной полетной дальности видимости со значениями метеорологической дальности видимости под низкими облаками не позволяет объективно оценить возможность выполнения полетов на местных воздушных линиях. В дымке значения наклонной полетной дальности видимости составили 40 % от метеорологической дальности видимости в I, 55 % – во II, 83 % – в III, 90 % – в IV типах распределения горизонтальной видимости с высотой. Выводы. Применение комплексного авиационно-климатического показателя для планирования полетов на местных воздушных линиях под низкими облаками, и последующая коррекция возможности их выполнения за счет изменения высоты и скорости полета воздушного судна, курсового угла наблюдения позволит принимать органам организации воздушного движения метеозависимые решения за счет использования интеллектуальной метеорологической системы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Алексей Владимирович Степанов, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

кандидат географических наук, докторант кафедры гидрометеорологического обеспечения гидрометеорологического факультета

Литература

1. Васильев А. А. Метеорологические условия полетов воздушных судов на малых высотах. Пособие для специалистов АМСГ, АМЦ, ЗАМЦ и для летного и диспетчерского состава гражданской авиации. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1983. 90 с.
2. Жаренков Л. А., Матвеев Ю. А., Ремянников Е. П. Воздушная навигация в различных условиях полетов. Москва: Воениздат, 1985. 175 с.
3. Кмито А. А., Смирнов П. И. Общий курс метеорологии. Часть II. Ленинград: ВВИА им. проф. А. Ф.Можайского,1959. 182 с.
4. Метеорология специального назначения. Гидрометеорологическое обеспечение повседневной деятельности войск (сил): учебное пособие / В. В. Дорофеев, И. Е. Кузнецов, А. В. Степанов, Д. А. Черепанов Воронеж: Цифровая полиграфия, 2021. 271 с.
5. Рацимор М. Я. Наклонная видимость. Методическое пособие для специалистов ГАМЦ, ЗАМЦ, АМЦ и АМСГ. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1987. 136 с.
6. Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации Российской Федерации. Москва: Воениздат, 2005. 336 с.
7. Шакина Н. П., Иванова А. Р. Прогнозирование метеорологических условий для авиации. Научно-методическое пособие. Москва: Гидрометцентр России, 2016. 310 с.
Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Степанов, А. В. (2024). Модель комплексного авиационно-климатического показателя для планирования полетов на местных воздушных линиях. Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология, (3), 105-110. https://doi.org/10.17308/geo/1609-0683/2024/3/105-110
Раздел
Науки об атмосфере и климате