Образное мышление и его развитие на уроках географии
Аннотация
Цель данной статьи заключается в рассмотрении образного мышления как одного из важнейших психических процессов и компонентов успешного обучения, а также раскрытии некоторых возможностей его развития на уроках географии. В процессе проведения исследования, положенного в ее основу, использовались следующие методы: аналитический, синтетический, экспериментальный. Результаты: раскрыто значение сформированности образного мышления для успешного включения школьников в образовательный процесс. Обозначены некоторые методические аспекты развития образного мышления в процессе учебной деятельности. Представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента по развитию образного мышления на уроках географии. Выводы: Образное мышление является неотъемлемой частью общей культуры человека и географической культуры – в частности. Содержание географии как учебного предмета имеет широкие возможности для развития образного мышления. Внедрение в образовательный процесс приемов, направленных на развитие образного мышления, способствует преодолению «эмоциональной лености» школьников как следствия клипового мышления и способствуют переходу познавательной деятельности от представлений к понятиям, от чувственного уровня познания – к рациональному. В данной связи, развитие образного мышления представляет собой важную ступень, обеспечивающую как становление логического мышления, так и формирование мышления комплексного. Применение методов развития образного мышления на уроках географии повышает не только уровень его сформированности, но и способствует росту интереса к географии как учебному предмету. Это свидетельствует об эффективности материалов, которые были разработаны педагогом и применены в процессе проведения педагогического эксперимента.
Скачивания
Литература
2. Anastazi A., Urbina S. Psixologicheskoe testirovanie [Psychological testing]. St. Petersburg, Publ. Piter, 1997. 689 p. (In Russ.)
3. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti [Dialectics of education and self-education of a creative person]. Kazan', Publ. KGU, 2008. 226 p. (In Russ.)
4. Bityanova M. R. Shkol'nyj psixolog: ideya psixologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [School psychologist: the idea of psychological and pedagogical support]. Direktor shkoly, 1997, no. 3, pp. 4-12. (In Russ.)
5. Bozhovich L. I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, Publ. Piter, 2008. 400 p. (In Russ.)
6. Galkina T. V., Alekseeva L. G. Diagnostika i razvitie kreativnosti [Diagnostics and development of creativity]. Moscow, Publ. Nauka, 1991, pp. 170-178. (In Russ.)
7. Il'in E. P. Psixologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, and giftedness]. St. Petersburg, Publ. Piter, 2009. 434 p. (In Russ.)
8. Issledovanie myshleniya v sovetskoy psixologii [Research of thinking in Soviet psychology]. Moscow, Publ. Direkt-Media, 2008. 914 p. (In Russ.)
9. Maksakovskij V. P. Geographicheskaya kartina mira [Geographical picture of the world]. Moscow, Publ. Vlados, 1998. 416 p. (In Russ.)
10. Sablina A. A. Vozmozhnost' formirovaniya sistemnogo myshleniya pri razvitom klipovom myshlenii u sovremennyh shkol'nikov [The possibility of formation of system thinking in the developed klipovoy thinking among modern students]. Forum molodyh uchenyh, 2019, no. 8(36), pp. 278-282. (In Russ.)
11. Smirnova A. A. [Clip thinking of students: pros and cons]. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-practicheskoj konferencii [Collection of scientific papers on the results of the international sci. and pract. conf.]. Tyumen', Publ. TGU, 2016, pp. 76-77. (In Russ.)
12. Venger A. L. Psixologicheskie risunochnye testy [Psychological drawing tests]. Moscow, Publ. Vlados-Press, 2003. 160 p. (In Russ.)
13. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psixologiya [Educational psychology]. Moscow, Publ. Pedagogika, 1991. 480 p. (In Russ.)
14. Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]. Moscow, Publ. Pedagogika, 2001. 360 p. (In Russ.)