Методологические и методические подходы к организации эксперимента в школьном курсе географии
Аннотация
Цель: анализ возможности использования эксперимента при изучении школьного курса географии. Материалы и методы: информационной базой служат отечественные и зарубежные исследования в области использования экспериментов в естественных науках. Применяемые методы – аналитический, моделирование, естественно-научный. Результаты и обсуждение. В статье рассматриваются возможности использования эксперимента в школьном курсе географии. Дается понятие эксперимента с различных точек зрения и различных типов научных исследований. Использованы различные типы классификаций экспериментальной деятельности. Многовариантные эксперименты раскрывают широкие возможности для использования при изучении школьного курса географии. Построены структурные модели, позволяющие конструировать имитационный эксперимент на уроках географии. Заключение. Экспериментальная деятельность обучающихся развивает их самостоятельность и познавательный интерес к изучению географии. Предлагаемый подход повысит эффективность учебного процесса в современной школе.
Скачивания
Литература
2. Buyanov A. O., Lugovskoj A. M. Effektivnost' formirovaniya predstavlenij v processe opytno-eksperimental'noj raboty na urokah geografii [The effectiveness of the formation of ideas in the process of experimental work in geography classes]. Materials of the International Scientific and Practical Conference«Ecological, economic and socio-cultural prerequisites for transboundary cooperation in the Baltic region», 2012, pp. 244-249. (in Russ)
3. Gajsumova L. D., CHataeva M. Zh. Naglyadnost' kak metod formirovaniya ponyatij, yavlenij i obrazov na urokah geografii [Visualization as a method of forming concepts, phenomena and images in geography classes]. Education and upbringing, 2016, no. 3 (8), c. 19-22. (in Russ)
4. Dronov V. P., Lobzhanidze A. A., Lopatnikov D. L. Konceptual'nye podhody k izucheniyu geografii v starshej shkole [Conceptual approaches to the study of geography in high school]. Science and School, 2018, no. 3, pp. 9-16 (in Russ)
5. Zagranichnaya N. A., Parshutina L. A., Pentin A. Yu. Nauchnyj metod poznaniya v shkol'nom estestvennonauchnom obrazovanii: obuchenie himii i biologii [The Scientific Method of Knowledge in School Science Education: Teaching Chemistry and Biology]. Domestic and foreign pedagogy, 2019, no. 1 (57), c. 6-27 (in Russ)
6. Zadorozhnyuk V. E., Zadorozhnyuk G. N. Eksperimenty na urokah geografii [Experiments in Geography Classes]. Materialy III Mezhdunarodnogo professional'no-metodicheskogo konkursa «Pedagogicheskoe priz-
vanie», 2021, pp. 183-191. (in Russ)
7. Lugovskoj A. M., Buyanov A. O. Mesto i rol' uchebnogo demonstracionnogo eksperimenta v kurse fizicheskoj geografii v processe formirovaniya kompetencij [Place and role of educational demonstration experiment in the course of physical geography in the formation of competencies]. Modern problems of science and education, 2014, no. 2, p. 262. (in Russ)
8. Mezhova L.A., Buyanov A. O., Sagova Z. M. Principy i metodika organizacii uchebnoj eksperimental'noj deyatel'nosti na urokah geografii [Principles and Methodology of the Organization of Educational Experimental Activity at Geography Lessons]. Materialy Х Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Territorial'naya organizatsiya obshchestva i upravlenie v regionakh», 2015, p. 191-196. (in Russ)
9. Razumovskij V. G., Majer V. V. Fizika v shkole. Nauchnyj metod poznaniya i obuchenie [Physics at School]. Moscow: Vlados, 2004. 463 p. (in Russ)
10. Razumovskij V. G. Razvitie tvorcheskih sposobnostej uchashchihsya v processe obucheniya fizike: posobie dlya uchitelej [The Development of Creative Abilities of Students in the Teaching of Physics: A Manual for Teachers]. Moscow: Prosveshcheniye, 1975. 272 p. (in Russ)
11. Skinner B. F. Nauka i chelovecheskoe povedenie [Science and Human Behavior]. Translated from English by A. A. Fedorov, A. I. Vasiliev. Novosibirsk, 2017. 517 p. (in Russ)
12. Hutorskoj A. V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii: Nauchno-metodicheskoe posobie [Competency-Based Approach in Teaching: Scientific and Methodical Manual]. Moscow: Publishing house "Eidos"; Publishing house of the Institute of Human Education, 2013. 73 p. (in Russ)