Стратегическое управление бизнес-деятельностью организации: концептуальные аспекты

  • Евгений Витальевич Бирюков Институт нефтегазового бизнеса Уфимского государственного нефтяного технического университета ИНБ УГНТУ https://orcid.org/0000-0002-6815-4474
Ключевые слова: институциональный подход, стратегия, эволюция стратегического управления, бизнес-модель, конкурентные преимущества

Аннотация

Предмет. Парадигмальные перемены в российской деловой среде порождают потребность в поиске методов и моделей организации бизнес-деятельности, позволяющих достигать желаемых результатов. 
Цель. Разработка концептуального подхода к анализу стратегического управления, ориентированного на изучение институциональных механизмов трансформации бизнес-деятельности организации и формирование устойчивых конкурентных преимуществ.
Методология. В работе использовалась конструктивисткая логика в качестве междисциплинарного подхода, институционально-эволюционный метод исследования, а также методы сравнительного и логического анализа. 
Результаты. Сложившийся вектор научного поиска в русле стратегического управления основывается теоретических описаниях, опирающихся на разные версии институционального подхода, что определяет логику эволюции теоретических представлений и перспективы исследования механизмов устойчивого развития бизнес-деятельности организаций. Парадигмальная ограниченность создаваемых концептуальных подходов состоит в том, что они ориентированы на изучение экзогенных процессов формирования стратегических преимуществ организаций. Для изменения парадигмального видения стратегического управления предлагается рассматривать экономические взаимодействия субъектов во внутренней и внешней среде организации как носителей экономической культуры и ее ценностей. Выбранная исследовательская перспектива ориентирует на проведение инновационной трансформации ценностно-институционального формата бизнес-модели организации с учётом специфики построения стратегических преимуществ на разных этапах её жизненного цикла.
Выводы. Предложенный концептуальный подход позволяет на основе смены исследовательской парадигмы разрабатывать аналитический инструментарий и рекомендации по развития стратегических преимуществ организаций с учётом особенностей их бизнес-деятельности.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Евгений Витальевич Бирюков, Институт нефтегазового бизнеса Уфимского государственного нефтяного технического университета ИНБ УГНТУ

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности

Литература

Благoв, Ю. Е. (2011). Эволюция концепции КСО и теории стратегического управления. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмента, (1), 3–26. [Blagov, Y. E. (2011). Evolution of the concept of CSR and the theory of strategic management. Bulletin of St. Petersburg University. Management Series, (1), 3–26. (In Russian).]

Бирюков, Е. В. (2022). Теории современного предприятия: новые направления развития. Экономическое возрождение России, 74(4), 121-131. [Biryukov, E. V. (2022). Theories of Modern Enterprise: New Directions of Development. Economic Revival of Russia, 74(4), 121-131. (In Russian).] https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-4-74-121-131.

Бирюков, Е. В. (2023). ESG-переход как фактор формирования нового вектора развития российских компаний. Бизнес. Образование. Право, 64(3), 198-202. [Biryukov, E. V. (2023). ESG transition as a factor in the formation of a new vector for the development of Russian companies. Business. Education. Law, 64(3), 198-202. (In Russian).] https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.64.761

Виханский, О. С., & Каталевский, Д. Ю. (2022). Конкурентное преимущество в эпоху цифровизации. Российский журнал менеджмента, 20(1), 5–27. [Vikhansky, O. S., & Katalevsky, D. Y. (2022). Competitive Advantage in the Era of Digitalization. Russian Journal of Management, 20(1), 5–27. (In Russian).] https://doi.org/10.21638/spbu18.2022.101.

Глотова, Е.А., & Глотова, В. В. (2021). Стратегическое управление: анализ концепций. Известия Дальневосточного федерального университета. Серия: Экономика и управление, 97(1), 59–69. [Glotova, E. A., & Glotova, V.V. (2021). Strategic Management: Analysis of Concepts. Proceedings of the Far Eastern Federal University. Series: Economics and Management, 97(1), 59–69. (In Russian).] https://doi.org/10.24866/2311-2271/2021-1/126-136

Денисов, И. В., & Винтер, К. А. (2022). Взгляд на эволюцию понятия «бизнес-модель» с позиций зарубежных и отечественных исследователей. Лидерство и менеджмент, (1), 9–20. [Denisov, I. V., & Winter, K. A. (2022). A look at the evolution of the concept of "business-model" from the perspective of foreign and domestic researchers. Leadership and Management, (1), 9–20. (In Russian).] https://doi.org/ 10.18334/lim.6.4.41241

Довбий, И. П., Кобылякова, В. В., & Минкин, А. А. (2022). ESG-переход как новая парадигма глобальной экономики и устойчивых финансов. Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент, 16(1), 77–86. [Dovbiy, I. P., Kobyliakova, V. V., & Minkin, A. A. (2022). ESG transition as a new paradigm of the global economy and sustainable finance. Bulletin of SUSU. Series: Economics and Management, 16(1), 77–86. (In Russian).] https://doi.org/10.14529/em220107.

Исаева, А. Э., Богданов, С. В., Петрунин, Ю. Ю., Муртузалиева, Т. В., Слепенкова, Е. В., & Пурлик, В. М. (2021). Концептуальные основания формирования конкурентных преимуществ компаний в рамках рыночного и ресурсного подходов. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), (4), 49 – 68. [Isaeva, A. E., Bogdanov, S. V., Petrunin, Yu. Yu., Murtuzalieva, T. V., Slepenkova, E. V., & Purlik, V. M. (2021). Conceptual foundations for the formation of competitive advantages of companies within the framework of market and resource approaches. Vestnik Moskovskogo universiteta. Sir. 21. Governance (State and Society), (4), 49 – 68. (In Russian).]

Климанов, Д. Е., Третьяк, О. А., Горен, У., & Уайт, Т. (2021). Трансформация ценности в инновационных бизнес-моделях: пример фармацевтической индустрии. Журнал НИУ ВШЭ. Форсайт, 15(3), 52–65. [Klimanov, D. E., Tretyak, O. A., Goren, W. & White, T. (2021). Value Transformation in Innovative Business Models: A Pharmaceutical Industry Case. HSE Journal. Foresight, 15(3), 52–65. (In Russian).]

Кузьмин, С. С. (2022). Стратегии и бизнес-модели фирмы для роста на базе открытых инноваций. Финансы и управление, (2), 90 - 104. [Kuzmin, S. S. (2022). Firm's Strategies and Business Models for Growth Based on Open Innovations. Finance and Management, (2), 90 – 104. (In Russian).] https://doi.org/ 10.25136/2409-7802.2022.2.37495

Орехова, С. В., Мисюра, А. В., & Баусова, Ю. С. (2020). Стратегия vs. бизнес-модель: эволюция и дифференциация. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (3), 160–181. [Orekhova, S. V., Misyura, A. V. & Bausova, Y. S. (2020). Strategy vs. Business Model: Evolution and Differentiation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Episode 6. Economics, (3), 160–181. (In Russian).]

Стоянова, О. В., Лезина, Т. А., & Иванова, В. В. (2022). Стратегическое управление компанией в условиях цифровой трансформации: анализ концепций, подходов и методов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент, 21(3), 370–394. [Stoyanova, O. V., Lezina, T. A., & Ivanova, V. V. (2022). Strategic management of the company in the context of digital transformation: analysis of concepts, approaches and methods. Bulletin of St. Petersburg University. Series: Management, 21(3), 370–394. (In Russian).] http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.303.

Фролов, Д. П. (2020). Постинституционализм: за пределами институционального мейнстрима. Вопросы экономики, (5), 107—140. [Frolov, D. P. (2020). Postinstitutionalism: Beyond the institutional mainstream. Voprosy Ekonomiki, (5), 107—140. (In Russian).] https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-5-107-140.

Chandler Jr., A. D. (1962). Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press.

Correani, A., De Massis, A., Frattini, F., Petruzzelli, A. M., & Natalicchio, A. (2020). Implementing a Digital Strategy: Learning from the Experience of Three Digital Transformation Projects. California Management Review, 62(4), 37–56. https://doi.org/10.1177/0008125620934864

Dymitrowski, A., & Mielcarek, P. (2021). Business model innovation based on new technologies and its influence on a company’s competitive advantage. Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research, (16), 2110–2128. https://doi.org/ :10.3390/jtaer16060118

Guo, H., Zhao, J., & Tang, J. (2013). The role of top managers’ human and social capital in business model innovation. Chinese Management Studies, 7(3), 447–469. https://doi.org/10.1108/CMS-03-2013-0050

Landrum, N. E. (2018). Stages of corporate sustainability: Integrating the strong sustainability worldview. Organization & Environment, 31(4), 287–313. https://doi.org/ 10.1177/1086026617717456.

Luiz, J. M., Magada, T., & Mukumbuzi, R. (2021). Strategic responses to institutional voids (rationalization, aggression, and defensiveness): Institutional complementarity and why the home country matters. Management International Review, (61), 681–711. https://doi.org/ :10.1007/s11575-021-00457-8

Oliver, C. (1997). Sustainable competitive advantage: combining institutional and resourcebased views. Strategic Management Journal, 18(9), 697–713.

Reficco, E., Layrisse, F., & Barrios, A. (2021). From donation-based NPO to social enterprise: A journey of transformation through business-model innovation. Journal of Business Research, (125), 720–732. https://doi.org/ 10.1016/j.jbusres.2020.01.031

Teece, D. J. (2018). Business models and dynamic capabilities. Long Range Planning, 51(1), 40–49. https://doi.org 10.1016/j.lrp.2017.06.007

Teece, D. J. (2019). A capability theory of the firm: an economics and (Strategic) management perspective. New Zealand Economic Papers, 53(1), 1-43. https://doi.org/ 10.1080/00779954.2017.1371208.

Опубликован
2024-12-31
Как цитировать
Бирюков, Е. В. (2024). Стратегическое управление бизнес-деятельностью организации: концептуальные аспекты. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (4), 77-89. https://doi.org/10.17308/econ.2024.4/12526
Раздел
Менеджмент