Формирование лояльности персонала на этапах жизненного цикла организации: теоретический аспект
Аннотация
Предмет. В условиях масштабных динамических изменений во внешней среде жизнеспособность и успех компаний определяется лояльностью персонала, его преданностью, желанией быть частью и причиной внутренних изменений, позволяющих пережить кризисные времена и способствовать росту конкурентоспособности.
Цель работы. Исследование актуальных факторов формирования лояльности, обоснование иерархической взаимосвязи терминов «удовлетворенность трудом», «вовлеченность», «лояльность» и «организационная идентичность» и необходимости трансформации состояния нелояльности сотрудников в потенциал для развития посредством реализации престижных и экзистенциальных потребностей работников.
Методы исследования. В процессе достижения поставленных целей использовались методы научного познания: диалектический; анализа и синтеза. Исследование построено на изучении актуальной научной и периодической экономической литературы.
Результаты. В представленной работе раскрыто содержание элементов, факторов, поведенческих проявлений и практических подходов к формированию лояльности персонала с учетом прохождения организацией последовательных стадий жизненного цикла. Для определения текущей стадии жизненного цикла компании в работе предложена матрица лояльности. Она позволяет оценить степень сформированности административных, продуктивных, инновационных и интеграционных управленческих функций с целью реелизации корректирующих мероприятий, обеспечивающих переход или возвращение организации на желаемую стадию жизненного цикла. Предложенная матрица должна дополняться другими инструментами оценки лояльности персонала и стадии жизненного цикла организации.
Metrics
Литература
Доминяк, В. И. (2003). Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей. Персонал-Микс, (1), 107-111. [Dominyak, V. I. (2003). The phenomenon of loyalty in the developments of foreign researchers. Personal-Miks, (1), 107-111. (In Russian).]
Дуракова, И. Б. & Косыгина, И. Д. (2024). Женские таланты на рынке труда: барьеры к достижению успеха. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление , (2), 30-41. [Durakova, I. B., & Kosygina, I. D. (2024). Female talents in the labour marker: barriers to achieving success. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (2), 30-41. (In Russian).] https://doi.org/10.17308/econ.2024.2/11847
Дуракова, И. Б., & Митрофанова, Е. А. (2023). Новые тренды и новое в трендах развития рынка труда. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (3), 63-73. [Durakova, I. B., & Mitrofanova, E. А. (2023). New labour market trends and developments . Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (3), 63-73. (In Russian).] https://doi.org/10.17308/econ.2023.3/11377
Дуракова, И. Б., Митрофанова, Е. А., & Григоров, И. В. (2023). Работники старших возрастов в ревитализации рынка труда . Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (2), 71-82. [Durakova, I. B., Mitrofanova, E. А., & Grigorov, I. V. (2023). Older workers in labour market revitalisation. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (2), 71-82.] https://doi.org/10.17308/econ.2023.2/11095
Магура, М. И., & Курбатова, М. Б. (2011). Современные персонал-технологии. Управление персоналом, (6), 45-50. [Magura, M. I., & Kurbatova, M. B. (2011). Modern personnel technologies. Personnel management, (6), 45-50. (In Russian).]
Уткина, Д. О., & Илышева, М. А. (2022). Понятия «удовлетворенность», «лояльность», «вовлеченность» персонала и их связь с результирующими показателями деятельности компании. Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов в двух томах (18-20 ноября 2021 года, Екатеринбург), (2), 126-131. [Utkina, D. O., & Ilysheva, M. A. (2022). The concepts of "satisfaction", "loyalty", "involvement" of staff and their relationship to the resulting performance indicators of the company. Russian regions in the focus of change: a collection of reports in two volumes, 18-20 November 2021, Yekaterinburg), (2), 126–131. (In Russian).]
Харский, К. В. (2003). Благонадежность и лояльность персонала. СПб.: Питер. [Harskii, K. V. (2003). Reliability and loyalty of the staff. Saint-Petersburg: Piter. (In Russian).]
Чевтаева, Н. Г., & Окунева, Т. В. (2023). Вовлеченность сотрудников в управление как фактор повышения удовлетворенности работой. Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки, (1). [Chevtaeva, N. G., & Okuneva, T. V. (2023). Employee engagement in management as a factor in increasing job satisfaction. Bulletin of South Ural State University. Series “Social Sciences and the Humanities”, (1). (In Russian).]
Чуланова, О. Л. (2016). Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом. Вестник Евразийской науки, 2(33). [Chulanova, O. L. (2016). The involvement of the organization's personnel: basic approaches, basic principles, practice of use in working with personnel. The Eurasian Scientific Journal, 2(33). (In Russian).]
Allen, N. J., & Meyer, J. P. (2000). Construct Validation in Organizational Behavior Research: The Case of Organizational Commitment. In: Goffin, R.D., & Helmes, E. (eds.). Problems and Solutions in Human Assessment. Springer, Boston, MA., 285-314. https://doi.org/10.1007/978-1-4615-4397-8_13
Aziz, H. M., Othman, B. J., & Gardi, B. (2021). Employee Commitment: The Relationship between Employee Commitment And Job Satisfaction. Journal of Humanities and Education Development, 3(3).
Gifford, R. E., van de Baan, F. C., & Westra, D. (2022). There and back again. Examining the development of employee commitment during a prolonged crisis. SSM - Qualitative Research in Health, (2).
Kromah, M. D., Ayoko, O. B., & Ashkanasy, N. M. (2024). Commitment to organizational change: The role of territoriality and change-related self-efficacy. Journal of Business Research, (174).
Meyer, J. P., & Allen, N. J. (1991). A three-component conceptualization of organizational commitment. Human Resource Management Review, (1), 61-89.
Mowday, R. T., Porter, L. W., & Steers, R. M. (1982). Employee-organization linkages. New York: Academic Press.
Thuy, N., & Van, P. (2020). Employee Commitment to Organizational Change with the Role of Job Satisfaction and Transformational Leadership. Technium Social Sciences Journal, (2), 1-17.
Turek, D., Klein, H. J., & Wojtczuk-Turek, A. (2023). Overcoming organizational constraints: The role of organizational commitment and job crafting in relation to employee performance. European Management Journal.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.