ПАРАДИГМЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОРПОРАТИВНОГО РОСТА

  • С. С. Кузьмин Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: парадигмы, организационный рост, жизненный цикл организации, модели организационного роста, механистические и органические организации, системный подход

Аннотация

Обосновывается возможность использования методологии парадигм для анализа развития научных представлений о закономерностях корпоративного роста, определяются основания трех доминирующих парадигм – каузальной парадигмы, парадигмы результатов роста и процессной парадигмы. Предлагаются теории и модели корпоративного роста на основании выделения их существенных признаков, составляющих ядро каждой из парадигм, рассматривающих организации как механические или органические системы. Даются следующие характеристики парадигм роста: каузальная парадигма роста базируется на механистических представлениях об организации и задаче отыскания причинно-следственных отношений (законов), обеспечивающих рост; парадигмы результатов роста объединяют теории и модели роста, исследующие жизненный цикл организаций и изменения, которые происходят на разных его этапах; процессная парадигма роста рассматривает организацию как сложную, самоорганизующуюся систему, исследует возникающие в результате роста организационные изменения.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

С. С. Кузьмин, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

кандидат технических наук, докторант кафедры экономики инновационного развития

Литература

1. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm / E. Penrose. – New York : Wiley, 1959.
2. Shepherd D. Are we comparing apples with apples or apples with oranges? Appropriateness of knowledge accumulation across growth studies / D. Shepherd, J. Wiklund // Entrepreneurship. Theory and Practice. – 2009. – Vol. 33, no. 2. – P. 105–123.
3. Гранди Т. Рост бизнеса / Т. Гранди. – М. : Эксмо, 2007. – 288 с.
4. Чаран Р. Рост ради прибыли / Р. Чаран. – М. : Вильямс, 2006. – 215 с.
5. Couto V. Fit for Growth: A Guide to Strategic Cost Cutting, Restructuring, and Renewal / V. Couto, J. Plansky. – Hoboken : Wiley, 2016.
6. Gil E. High growth handbook / E. Gil. – SanFrancisco : Stripe Press, 2018.
7. McKelvie A. Advancing firm growth / A. McKelvie, J. Wiklund // Entrepreneurship theory and practice. – 2010. – Vol. 34, no. 2. – P. 261–288.
8. Macpherson A. Knowledge, learning and firm growth: A systematic review of the evidence / A. Macpherson, R. Holt // Research Policy. – 2007. – Vol. 36, no. 3. – P. 182–198.
9. Coad A. Firm growth: A survey. Papers on economics and evolution 2007 / A. Coad. – Jena : Max Planck Institute of Economics, Evolutionary economics group, 2007.
10. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : АСТ, 2015. – 320 с.
11. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М. : Медиум, 1995. – 236 с.
12. Глазьев С. Ю. О новой парадигме в экономической науке / С. Ю. Глазьев // Государственное управление. Электронный вестник. – Вып. 56. – С. 5–39.
13. Морган Г. Образы организации. Стокгольмская школа экономики / Г. Морган. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 504 с.
14. Gilbert B. New venture growth: A review and extension / В. Gilbert, Р. McDougall, D. Audretsch // Journal of Management. – 2006. – Vol. 32, no. 3. – Р. 926–950.
15. Baum R. A multidimensional model of venture growth / R. Baum, E. Locke, K. Smith // Academy of management journal. – 2001. – Vol. 44, no. 6. – Р. 926–950.
16. Каплан Р. Стратегическое единство. Создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей / Р. Каплан, Д. Нортон. – М. : Вильмс, 2006. – 371 с.
17. Delmar F. The effect of small business managers’ growth motivation on firm growth: а longitudinal study / F. Delmar, J. Wiklund // Entrepreneurship theory and practice. – 2008. – Vol. 32, no. 5. – Р. 437–457.
18. Davidsson P. Conceptual and empirical challenges in the study of firm growth / P. Davidsson, J. Wiklund // D. Sexton, H. Landstrom (eds.). The Blackwell handbook of entrepreneurship. – Oxford, 2000. – Р. 179–199.
19. Gupta Р. Firm growth and its determinants / Р. Gupta, S. Guha, S. Subraman // Journal of innovation and entrepreneurship. – 2013. – Vol. 2, no. 1. – P. 15–32.
20. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов / Л. фон Берталанфи // Системные исследования : ежегодник. – М. : Наука, 1969. – С. 30–54.
21. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций / Л. Гроейнер // Управление изменениями. – СПб. : Высшая школа менеджмента, 2010. – С. 192–209.
22. Нельсон Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. – М. : Питер, 2000. – 412 с.
23. Bolden D. Labcorp : The DNA of a Corporation / D. Bolden, J. Powell. – Вoston : Chapel Hill, 2017.
24. David G. Organizational to Executive: It’s in the DNA / G. David, G. Neilson // Ivey Business Journal. – 2006. – Vol. 11, no. 2. – P. 1–16.
25. Thomas S. Jumpstart Your Service Revolution: Transform Your Company's DNA and Thrive in an Age of Disruption / S. Thomas. Organizational DNA: Diagnosing your organization for increased Effectiveness / ed. by L. Harold and R. Silverman. – Palo Alto : Davies Black publishing, 2018. – P. 101–123.
26. Зуб А. Т. Стратегическая эквифинальность в организационном управлении / А. Т. Зуб // Государственное управление в XXI веке : традиции и инновации. – М. : Наука, 2011. – С. 13–22.
27. Garnsey E. New firm growth: exploring processes and paths / E. Garnsey, E. Stam, P. Hefferman // Industry and Innovation. – 2006. – Vol. 13, no. 1. – P. 1–18.
28. Ломовцева О. Кластерные формы организации : эволюционный и пространственно-временной аспекты / О. Ломовцева, С. Соболева, А. Соболев // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – No. 1. – С. 114–121.
Опубликован
2019-12-15
Как цитировать
Кузьмин, С. С. (2019). ПАРАДИГМЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОРПОРАТИВНОГО РОСТА. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (4), 12-20. извлечено от https://journals.vsu.ru/econ/article/view/2469
Раздел
Экономическая теория