Роль вузов в реализации возможностей и сдерживании угроз инновационному развитию экономики – мнения экспертов

Ключевые слова: инновационное развитие, возможности, угрозы, экспертная оценка

Аннотация

Цель. Определение роли вузов в реализации возможностей и сдерживании угроз развитию инновационной экономики, связанной с подготовкой кадров и научно-практическим сотрудничеством. Выявление особенностей взглядов различных институциональных групп общества на перспективы инновационной экономики.
Методология. Основу исследования составил экспертный метод. Всего в оценке возможностей и угроз приняли участие 106 экспертов, объединенных в четыре институциональные группы: представители банков, бизнес реального сектора экономики, органы власти, профессорско-преподавательский состав вузов. Оценка производилась по сформулированным экспертами 18 возможностям и 19 угрозам, из состава которых выбраны позиции, на которые оказывает влияние состояние кадрового обеспечения и взаимодействие вузов с организациями реального сектора экономики. Для обработки результатов использовался аппарат нечеткой логики.
Результаты. В составе возможностей развития инновационной экономики две непосредственно связаны с подготовкой квалифицированных кадров и семь – с научно-практическим сотрудничеством вузов, НИИ, предприятий реального сектора экономики. В составе 19 угроз – четыре обусловлены недостаточной квалификацией, слабой государственной поддержкой специалистов. Позиции экспертов внутри групп в большинстве случаев достаточно согласованы. Между оценками различных групп заметны существенные различия. Все группы экспертов оценили угрозы выше, чем
возможности, что можно считать пессимистичным отношением к перспективам развития инновационной экономики. В числе возможностей наиболее значимыми признаны: государственная поддержка талантливых ученых и специалистов в области научной, научно-технологическойинновационной деятельности; государственная поддержка малых инновационных предприятий. В составе угроз: низкий уровень бюджетного финансирования академической науки и высшей школы; отсутствие необходимой правовой базы, защищающей собственников результатов интеллектуальной деятельности; отставание высшей школы в подготовке кадров, обладающих компетенциями, адекватными требованиям инновационной экономики; «утечка мозгов» действующих и потенциальных разработчиков технологических и продуктовых новаций.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Юрий Игоревич Трещевский, Воронежский государственный университет

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

Иван Сергеевич Иванов, Воронежский государственный университет

Cтудент, экономический факультет, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

Евгений Анатольевич Руднев, Воронежский государственный университет

Аспирант, кафедра экономики и управления организациями, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

Литература

Barkov, A. V. & Grishina Y. S. (2017) [3.0 University: Legislative framework for innovative entrepreneurship]. Vestnik IKBFU. Humanities and social sciences. 3, 5–15. (In Russ.)

Degtyarev, A. K. & Vodenko, K. V. (2018) [Higher education institute as an innovative socio-economiс system]. Humanities of the south of Russia. 7 (2), 109-121. (In Russ.)

Endovitsky, D. A., Korotkikh, V. V., & Voronova, M. V. (2020). Competitiveness of Russian Universities in the Global System of Higher Education: Quantitative Analysis. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 29 (2), 9–26.

(In Russ., abstract in Eng.)

Zhukova O. A. (2018) [Innovative university and Russian modernization]. Innovative development of vocational education. 19 (3), 26–33. (In Russ.).

Kliucharev, G. A. & Popov M. S. (2018) [Socio-economic effect of state support for research and development]. Education and science in Russia: the state and development potential. 3, 553–589. (In Russ.).

Konysheva, L. K. & Nazarov, D. M. (2011) Foundations of fuzzy set theory. Saint Petersburg, Piter. (In Russ.)

Kulagina, N. A. & Kozlov, E. M. (2015) [Methodology of research of innovative potential in the development of regional programs of social and economic development]. University of Higher Education. XXI. 1, 31–40. (In Russ.)

Kurchenkov, V. V. & Deinega, V. G. (2013) [On the main approaches to the formation of a knowledge-intensive economy in modern Russia]. Business. Education. Law. 2 (23), 40–45. (In Russ.)

Latkin, A. P. & Krivoshapov, V. G. (2018) [Modeling of the control of the integration of the higher education in the national innovation system]. Azimuth of scientific research: economics and administration. 7 (2), 181–186. (In Russ.)

Murzagalina, G. M. (2019) [University as a source of entrepreneurial culture]. Ekonomika i predprinimatelstvo. 6 (107), 729-732. (In Russ.)

Risin, I.E., Treshchevsky, Yu. I. & Eitingon, V. N. (2014) [Key tasks of scientific and technological policy and approaches to their solution]. Journal of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2, 134–138. (In Russ.)

Saenko, M. Y. (2018) [Innovative activity of universities in the development of Russian economy]. [Modern economic and information technologies]. 2, 4-7. (In Russ.)

Serebryakova, N. A. & Grishchenko, N. V. (2018) [Formation and development of innovative potential of region]. Economics. Innovations. Quality Management. 1 (22), 50a–52. (In Russ.)

Sirotkina, N. V., Polyakov, A. V. & Goncharov, A. Y. (2015) [Innovation Environment of the Region: Formation and Development]. Voronezh, Scientific Book. 223. (In Russ.)

Surovitskaya, G. V. (2019) [Influence of flagship universities on development of regional economic and innovation systems]. University proceedings. Volga region. Social sciences. 2 (50), 200–209. (In Russ.)

Tabachnikovа, M. B. (2016) Assessment of economic pessimism of institutional groups of the region. Region: systems, economy, management. 1 (32), 96–102. (In Russ.)

Frank E. V. (2019) [Modeling the process of formation and development of innovative potential of the flagship university of the region]. Moscow economic journal. 11, 79. (In Russ.)

Endovitsky, D. A., Tabachnikova, M. B. & Treshchevsky, Yu. I. (2017) Analysis of the economic optimism of the institutional groups and socio-economic systems. Journal of Advanced Research in Law and Economics. VIII (6), 1745–1752.

Treshchevskiy, D. Y., Papin, S. N. & Penina, E. O. (2019) Innovation Risks in the Region – Expert Analysis. In Proceedings of the 2nd International Conference on Economy, Management and Entrepreneurship (ICOEME 2019). Atlantis Press, 311–315.

Treshchevsky, Y., Nikitina, L., Litovkin, M. & Mayorova, V. (2017) Results of Innovational Activities of Russian Regions in View of the Types of Economic Culture. In Russia and the European Union, Development and Perspectives. Contributions to Economics, 47–53.

Опубликован
2020-09-30
Как цитировать
Трещевский, Ю. И., Иванов, И. С., & Руднев, Е. А. (2020). Роль вузов в реализации возможностей и сдерживании угроз инновационному развитию экономики – мнения экспертов. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (3), 60-69. https://doi.org/10.17308/econ.2020.3/3105
Раздел
Управление инновациями

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 > >>