Высшее образование как дифференцированный «товар»: анализ структурных различий в формировании спроса
Аннотация
Предмет. Рынок высшего образования в России претерпел множество изменений за последние 20 лет: развитие коммерческого образования, изменение правил приема в вузы, ужесточение требований к вузам и филиалам, что привело к значительному снижению их числа после 2010 г. В работе изучается структура рынка высшего образования в России на основе данных о вузах Москвы и МО за 2019 год путем оценки функции спроса и тестирования ее на наличие структурных изменений.
Целью работы является проведение регрессионного анализа спроса на услуги высших учебных заведений в России и проверка гипотезы о наличии структурных изменений в модели спроса, свидетельствующих о дифференциации «товара».
Методология. Заимствуя идеи оценки функции спроса на рынке дифференцированных товаров, предложенные Berry (1994), мы строим модель для зависимой переменной доли студентов, обучающихся в вузе. Группируя вузы по наличию в них образовательных программ по экономике и менеджменту, по рейтингу, а также с выделением кластеров вузов по группе показателей, мы анализируем различия в оценках коэффициентов моделей на подгруппах с проведением теста Чоу на однородность исходной выборки.
Результаты регрессионного анализа позволяют сформировать представления об особенностях выбора абитуриентами вузов и направлений обучения. Так, абитуриенты низкорейтинговых вузов отдают предпочтение обучению по направлению «Менеджмент», а не «Экономика»; наличие дополнительных бюджетных мест значимо увеличивает число потенциальных студентов, являясь одним из решающих факторов поступления или непоступления в вуз. Желание получить высшее образование у абитуриентов высокорейтинговых вузов в меньшей степени зависит от числа бюджетных мест. Количество студентов высокорейтинговых вузов, обучающихся по программам «Экономика» и «Менеджмент» значимо зависит от наличия военной кафедры.
Выводы свидетельствуют о высокой степени дифференциации и низкой степени взаимозаменяемости между группами «товаров».
Metrics
Литература
Beblavy M., Teteryatnikova M., Thum A. Does the growth in higher education mean a decline in the quality of degrees? The role of economic incentives to increase college enrollment rates // CEPS Working document No. 405. 2015.
Berry S. T. Estimating discrete-choice models of product differentiation // The RAND Journal of Economics. 1994. P. 242–262. DOI: 10.2307/2555829
Berry S. T., Haile P. A. Identification in differentiated products markets using market level data // Econometrica. 2014. No. 82 (5). P. 1749–1797. DOI: 10.3982/ECTA9027
Berry S., Levinsohn J., Pakes A. Automobile prices in market equilibrium // Econometrica: Journal of the Econometric Society. 1995. P. 841–890. DOI: 10.2307/2171802
Bresnahan T. F. Competition and collusion in the American automobile industry: The 1955 price war // The Journal of Industrial Economics. 1987. P. 457–482. DOI: 10.2307/2098583
Bresnahan T. F. Duopoly models with consistent conjectures // The American Economic Review. 1981. No. 71 (5). P. 934–945.
Gandhi A., Houde J. F. Measuring substitution patterns in differentiated products industries // NBER Working Paper No. 26375. 2019.
Goldberg A. E. Constructions: A construction grammar approach to argument structure // University of Chicago Press. 1995.
Hay D. Sequential entry and entry-deterring strategies // Oxford Economic Papers. 1976. No 28. P. 240–257. 10. Massif ication, globalization and new technologies: higher education in the face of change. URL: http://w w w.sirisacademic.com/wb/blog/ massification-globalisation-and-new-technologies- higher-education-in-the-face-of-change/
Prescott E. C., Visscher M. Sequential location among firms with foresight // The Bell Journal of Economics. 1977. No. 8. P. 378–393. DOI: 10.2307/ 3003293
Reynaert M., Verboven F. Improving the performance of random coefficients demand models: the role of optimal instruments // Journal of Econometrics. 2013. No. 179 (1). P. 83–98.
Беляков С. А. Лекции по экономике образования. М. : ГУ – ВШЭ, 2002. 338 с.
Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш., Овчинников М. Н. О некоторых подходах к разработке типологии российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. No 4-5. C. 92–93.
Дмитриенко К. Ю. Моделирование оптимального поведения фирмы на рынке олигополии при условии неценовой дифференциации товара // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 42–53.
Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8, No. 1.
Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению // Университетское управление: практика и анализ. 2012. No 5. С. 43–52.
Ковалева Т. А., Сафонова М. А., Соколов М. М. Что определяет стоимость обучения в российских вузах? //Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т. 21. – No. 1 (107).
Платонова Д. П. Горизонтальная и вертикальная дифференциация системы высшего образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2015. No 4 (98).
Полищук Л., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. 2005. No 1. С. 70–86.
Copyright (c) 2020 Тележкина М.С., Ганьшина А.В.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.