Высшее образование как дифференцированный «товар»: анализ структурных различий в формировании спроса

Ключевые слова: экономика образования, спрос на высшее образование, метод наименьших квадратов, метод инструментальных переменных, структурные изменения

Аннотация

Предмет. Рынок высшего образования в России претерпел множество изменений за последние 20 лет: развитие коммерческого образования, изменение правил приема в вузы, ужесточение требований к вузам и филиалам, что привело к значительному снижению их числа после 2010 г. В работе изучается структура рынка высшего образования в России на основе данных о вузах Москвы и МО за 2019 год путем оценки функции спроса и тестирования ее на наличие структурных изменений.
Целью работы является проведение регрессионного анализа спроса на услуги высших учебных заведений в России и проверка гипотезы о наличии структурных изменений в модели спроса, свидетельствующих о дифференциации «товара».
Методология. Заимствуя идеи оценки функции спроса на рынке дифференцированных товаров, предложенные Berry (1994), мы строим модель для зависимой переменной доли студентов, обучающихся в вузе. Группируя вузы по наличию в них образовательных программ по экономике и менеджменту, по рейтингу, а также с выделением кластеров вузов по группе показателей, мы анализируем различия в оценках коэффициентов моделей на подгруппах с проведением теста Чоу на однородность исходной выборки.
Результаты регрессионного анализа позволяют сформировать представления об особенностях выбора абитуриентами вузов и направлений обучения. Так, абитуриенты низкорейтинговых вузов отдают предпочтение обучению по направлению «Менеджмент», а не «Экономика»; наличие дополнительных бюджетных мест значимо увеличивает число потенциальных студентов, являясь одним из решающих факторов поступления или непоступления в вуз. Желание получить высшее образование у абитуриентов высокорейтинговых вузов в меньшей степени зависит от числа бюджетных мест. Количество студентов высокорейтинговых вузов, обучающихся по программам «Экономика» и «Менеджмент» значимо зависит от наличия военной кафедры.
Выводы свидетельствуют о высокой степени дифференциации и низкой степени взаимозаменяемости между группами «товаров».

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Марина Сергеевна Тележкина, НИУ ВШЭ

Старший преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики.

Арина Викторовна Ганьшина, НИУ ВШЭ

Бакалавр экономики, студент магистерской программы Экономика.

Литература

Beblavy M., Teteryatnikova M., Thum A. Does the growth in higher education mean a decline in the quality of degrees? The role of economic incentives to increase college enrollment rates // CEPS Working document No. 405. 2015.

Berry S. T. Estimating discrete-choice models of product differentiation // The RAND Journal of Economics. 1994. P. 242–262. DOI: 10.2307/2555829

Berry S. T., Haile P. A. Identification in differentiated products markets using market level data // Econometrica. 2014. No. 82 (5). P. 1749–1797. DOI: 10.3982/ECTA9027

Berry S., Levinsohn J., Pakes A. Automobile prices in market equilibrium // Econometrica: Journal of the Econometric Society. 1995. P. 841–890. DOI: 10.2307/2171802

Bresnahan T. F. Competition and collusion in the American automobile industry: The 1955 price war // The Journal of Industrial Economics. 1987. P. 457–482. DOI: 10.2307/2098583

Bresnahan T. F. Duopoly models with consistent conjectures // The American Economic Review. 1981. No. 71 (5). P. 934–945.

Gandhi A., Houde J. F. Measuring substitution patterns in differentiated products industries // NBER Working Paper No. 26375. 2019.

Goldberg A. E. Constructions: A construction grammar approach to argument structure // University of Chicago Press. 1995.

Hay D. Sequential entry and entry-deterring strategies // Oxford Economic Papers. 1976. No 28. P. 240–257. 10. Massif ication, globalization and new technologies: higher education in the face of change. URL: http://w w w.sirisacademic.com/wb/blog/ massification-globalisation-and-new-technologies- higher-education-in-the-face-of-change/

Prescott E. C., Visscher M. Sequential location among firms with foresight // The Bell Journal of Economics. 1977. No. 8. P. 378–393. DOI: 10.2307/ 3003293

Reynaert M., Verboven F. Improving the performance of random coefficients demand models: the role of optimal instruments // Journal of Econometrics. 2013. No. 179 (1). P. 83–98.

Беляков С. А. Лекции по экономике образования. М. : ГУ – ВШЭ, 2002. 338 с.

Вашурина Е. В., Евдокимова Я. Ш., Овчинников М. Н. О некоторых подходах к разработке типологии российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. No 4-5. C. 92–93.

Дмитриенко К. Ю. Моделирование оптимального поведения фирмы на рынке олигополии при условии неценовой дифференциации товара // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 42–53.

Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8, No. 1.

Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению // Университетское управление: практика и анализ. 2012. No 5. С. 43–52.

Ковалева Т. А., Сафонова М. А., Соколов М. М. Что определяет стоимость обучения в российских вузах? //Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – Т. 21. – No. 1 (107).

Платонова Д. П. Горизонтальная и вертикальная дифференциация системы высшего образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2015. No 4 (98).

Полищук Л., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. 2005. No 1. С. 70–86.

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Тележкина, М. С., & Ганьшина, А. В. (2020). Высшее образование как дифференцированный «товар»: анализ структурных различий в формировании спроса. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (4), 92-101. https://doi.org/10.17308/econ.2020.4/3197
Раздел
Математические и инструментальные методы экономики