Изучение населения сельских территорий в общеобразовательной школе

  • Лилия Валерьяновна Деточенко Волгоградский государственный социально-педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-9483-6399
  • Наталья Анатольевна Лобанова Волгоградский государственный социально-педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-9763-1006
  • Антонина Дмитриевна Ступникова Волгоградский государственный социально-педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-7090-3673
Ключевые слова: демографические процессы, учебно-исследовательская деятельность, методы географического исследования

Аннотация

Особенностью социально-экономической и демографической ситуации Волгоградской области является преобладающее количество сельских школ в образовательной структуре региона, на долю которых приходится около 57 % от общего числа учреждений, реализующих программы общего образования. Однако в связи с недостаточным количеством часов, выделенных на изучение раздела «Население», примерной образовательной программой по географии не запланировано подробного изучения демографической ситуации сельских территорий. В свете требований действующих образовательных стандартов обязательным является формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Цель статьи – выявить возможности изучения демографических процессов сельских территорий при выполнении проектных и исследовательских работ в школе, определить эффективность географических методов в развитии исследовательских умений учащихся. Материалы и методы. Исходными материалами при написании статьи и организации исследовательской деятельности школьников стали данные официальной статистики – итоги переписей населения 2002 и 2010 годов, информация Росстата и территориального органа Федеральной службы государственной статистики Волгоградской области. Реализовать заявленную тематику позволяют три методических приема – картографирование расселения, обработка статистических данных, метод сравнения. Результаты и обсуждение. Обоснована актуальность проблемы изучения демографических процессов сельских территорий при изучении географии в общеобразовательной школе. Показаны особенности применения картографического, статистического и сравнительного методов исследования при изучении демографических проблем сельских территорий на примере Камышинского муниципального района Волгоградской области. Выявлено влияние применения географических методов на развитие исследовательских умений школьников. Заключение. Применение научных методов, специфичных для изучения демографических процессов, способствует развитию у школьников умений исследователя. Полученные результаты являются основой для выполнения учащимися проектно-исследовательских работ, связанных с изучением демографических процессов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Лилия Валерьяновна Деточенко, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

кандидат географических наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Российская Федерация

Наталья Анатольевна Лобанова, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

кандидат географических наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Российская Федерация

Антонина Дмитриевна Ступникова, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии Волгоградского государственного социально-педагогического университета г. Волгоград, Российская Федерация

Литература

1. Alekseev A. I., Safronov S. G. Izmenenie sel'skogo rasseleniya v Rossii v kontse XX – nachale XXI veka [Changes in rural settlement in Russia at the end of the XX - early XXI century]. Vestnik Moskovskogo universiteta, 2015, no. 2, pp.66-79. (In Russ.)
2. Vladimirova S. V. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' po geografii kak sredstvo razvitiya intellektual'nogo potentsiala obuchayushchikhsya [Research activities in geography as a means of developing the intellectual potential of students]. Vestnik VGU. Seria: Geografia. Geoekologia, 2012, no. 1, pp. 145-148. (In Russ.)
3. Detochenko L. V., Lobanova N. A. Demograficheskaya situatsiya Volgogradskoy oblasti na rubezhe XX-XXI vv. [The demographic situation of the Volgograd region at the turn of the XX-XXI centuries.]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, no. 2 (125), pp.190-196. (In Russ.)
4. Leontovich A. V. K probleme issledovaniy v nauke i v obrazovanii [To the problem of research in science and in education]. Razvitie issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya, 2001, pp. 33-37. (In Russ.)
5. Rez'nikova A. I., Safonova N. S. Formirovanie intellektual'nykh i tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya pri provedenii nauchnykh issledovaniy po geografii i biologii v polevykh usloviyakh [Formation of intellectual and creative abilities of students in conducting scientific research on geography and biology in field conditions]. Vestnik VGU. Seria: Geografia. Geoekologia, 2012, no. 1, pp. 149-152. (In Russ.)
6. Savenkov A. I. Soderzhanie i organizatsiya issledovatel'skogo obucheniya shkol'nikov [Content and organization of research learning schoolchildren]. Moscow: IF «Sentyabr'», 2003. 235 p. (In Russ.)
7. Stupnikova A. D., Detochenko L. V. Vozmozhnosti kursa «Organizatsiya vneklassnoy deyatel'nosti uchitelya geografii» v razvitii sposobnosti rukovodit' nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nost'yu obuchayushchikhsya [The facilities of the course "Organization of extracurricular activities of teacher of geography" in the development of the ability to manage research activities of students]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennoe geograficheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya», 2016, pp. 177-179. (In Russ.)
8. Chibilev A. A. (ml), Semenov E. A., Grigorevskiy D. V. Problemy i spetsifika sel'skogo rasseleniya v Orenburgskoy oblasti [Problems and specifics of rural settlement in the Orenburg region]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Geografia. Geoekologia, 2016, no. 1, pp. 34-38. (In Russ.)
Опубликован
2021-09-07
Как цитировать
Деточенко, Л. В., Лобанова, Н. А., & Ступникова, А. Д. (2021). Изучение населения сельских территорий в общеобразовательной школе. Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология, (3), 91-96. https://doi.org/10.17308/geo.2021.3/3606
Раздел
Методика преподавания