Влияние дистанционной работы на состояние организационной культуры
Аннотация
Предмет. Дистанционная форма организации труда стала объективной реальностью для сферы образования, консалтинговых и IT-компаний, банков, государственных структур, торговых компаний и др. Проблема ценностного управления трудовыми коллективами на основе формирования, поддержания и развития организационной культуры в российских компаниях получила новую актуальность. Неподготовленность менеджеров всех уровней управления к реалиям дистанционной работы усилила проблемы трудовой мотивации, снизила лояльность персонала к работодателю.
Цель. Цель исследования изучить влияние дистанционной формы организации труда на компоненты организационной культуры. Актуальность исследования заключается в выявлении наиболее проблемных компонентов организационной культуры, требующих дополнительного внимания к поддержанию и развитию.
Методология. В основе методологии исследования лежит рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение), логические процедуры вывода и концептуальные основы ценностного управления. В процессе достижения поставленной цели использовались такие методы научного познания как анализ и синтез, сравнение. В основу систематизации результатов исследования положена структура компонентов организационной культуры Ф. Харриса и Р. Морана. Отношение работников к разным аспектам проявления организационной культуры исследовано с помощью online-опроса преподавателей высшей школы города Омска, IT-специалистов российского коммерческого банка.
Выводы: результаты исследования показали негативное влияние дистанционной работы на половину компонентов организационной культуры, 30% компонентов культуры нейтральны к воздействию фактора дистанционной занятости и на 10% компонентов влияние положительно. Полученные результаты следует учесть в деятельности менеджеров всех уровней управления, поскольку организационная культура – это эффективный инструмент стратегического менеджмента, позволяющий поддерживать лояльность сотрудников к корпоративному бренду.
Metrics
Литература
Berdakov, N.S., Galkin D.I. & Ivanova I.G. (2017) [Corporate culture as an instrument for company's effectiveness rise and its reputation]. [Regulation of economic issues and business environment: problems, perspectives and solutions.: coll. of papers based on materials of II international scientific conference]. Kazan, Russia. P. 290-300. (In Russian).
Gibson, G., Ivancevich, D.M. & Donnelli, D.H. (2000) [Organization: behavior, structure, process]. Moscow, INFRA-M Publ. (In Russian)
Grishina, E. A. (2017) [Models of Management Ethics in Organizational Culture]. Saratov. (In Russian)
Grejson, G. K. & O’Dell, K. (1991) [American management in the beginning of XXI century]. Moscow, Economica.
Groshev, I. (2017) [Organizational culture]. Moscow, UNITI Publ., (In Russian)
Melnik, M.V. & Rastova J.I. (2017) [Corporate Governance: Issues, Theories and Practices. Saint Petersburg], SPBGEU Publ. (In Russian)
Prigozhin, A.I. (2003) [Methods of company development]. Moscow, MCFER Publ. (In Russian)
Prigozhin, A.I. (2020) [Managerial ideas]. Moscow, URSS Publ. (In Russian)
Sinjavec, T.D. & Kozhahmetova, A.G. (2017) [Organizational values in management practice (based on Omsk companies)] Vestnik Omskogo universiteta. Seria: Ekonomika. 4 (60), 183–192 (In Russian)
Solomanidina, T.O. (2016) [Organizational culture in companies]. Moscow, INFRA-M Publ. (In Russian)
Brynjolfsson, E., Horton, J.J., Ozimek, A., Rock, D., Sharma, D., & TuYe, H.-Y. (2021). COVID-19 and remote work: An early look at US data. NBER Working Paper, P. 1–23.
Cameron, K. & Quinn, R. (2011) Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competing Values Framework. San Francisco, Jossey-Bass.
Denison, D.R. (1996) What is the difference between organizational culture and organizational climate? A native’s point of view on a decade of paradigm wars. Academy of Management Journal. 21 (3), 619-654
Dyer, Ch. (2018) The Power of Company Culture: How Any Business Can Build a Culture that improves productivity, performance and profits. KoganPage.
Eldridge, J. & Crombie, A. (1974) A sociology of organization. London, Allen & Unwin.
Grenny, J., & Maxfield, D. (2017). A Study of 1,100 Employees Found That Remote Workers Feel Shunned and Left Out. Harvard Business Review, 1–5.
Jaques, E. (1952) The changing culture of a factory. New York, Dryden Press.
Ouchi, W. G. (1981). Theory Z. Now American Business can meet the Japanese Challenge. Addison-Wesley.
Michon, C. & Stern, P. (1985) La dynamisation sociale. Paris, Ed. d’organisation. (In French).
Sathe, V. (1985) Culture and related corporate realities. Homewood, IL: Richard D. Irwin.
Schein, E.H. (2004) Organizational culture and leadership. San Francisco: Jossey-Bass.
Sull, D., & Sull, C. (2020). How Companies Are Winning on Culture During COVID-19. MIT Sloan Management Review, 1–12.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.