Влияние внедрения технологических инноваций на конкурентоспособность предприятий индустрии гостеприимства в условиях цифровизации
Аннотация
Предмет. В условиях растущей конкуренции обеспечение качества услуг индустрии гостеприимства очень важно для увеличения числа потребителей и обеспечения конкурентоспособности. Неотъемлемой составляющей качества услуг современного отеля является наличие развитой цифровой среды, обеспечивающей как функционирование системы управления, так и возможность предоставления цифровых сервисов гостям.
Цель. Проведение анализа цифровых систем и технологий, применяемых ведущими зарубежными и отечественными предприятиями индустрии гостеприимства, и оценка их влияния на конкурентоспособность предприятий.
Методы. Комплексный анализ кейсов, статистических данных нормативных документов, публикаций и интернет-сайтов, посвященных цифровой трансформации индустрии гостеприимства и внедрению отелями инновационных инструментов. Социологический опрос часто путешествующих российских и иностранных граждан.
Результаты. Проанализированы вызовы и тенденции развития индустрии гостеприимства. Определены наиболее перспективные инновации, основанные на цифровых технологиях, применяемые в сфере гостеприимства в мировой и российской практике. В ходе проведенного социологического опроса установлено, что для туристов важными факторами выбора является качество и разнообразие предоставляемых отелями сервисов. В условиях турбулентности рынка и ужесточения требований к предприятиям индустрии гостеприимства внедрение цифровых инструментов является важным условием конкурентоспособности.
Выводы. Цифровая трансформация, внедрение систем управления, основанных на данных (на знаниях), применение инновационных маркетинговых стратегий, учитывающих тотальную «диджитализацию» общества, способствуют повышению конкурентоспособности, оптимизации количества занятых и устойчивому развитию отрасли в целом.
Metrics
Литература
Аверин, А. В., & Андреев, Н. В. (2021). Разработка предложений по устойчивому развитию туризма и индустрии гостеприимства в период пандемии. Креативная Экономика, 12, 5125–5142. [Averin, A. V., & Andreev, N. V. (2021). Development of proposals for sustainable development of tourism and hospitality industry during the pandemic. Creative Economy, 12, 5125-5142. (In Russian).] https://doi.org/10.18334/ce.15.12.114040
Авилова, Н. Л., Красноженова, Г. Ф., & Хохлов, И. Ю. (2021). Инновационный менеджмент в работе гостиничных предприятий в условиях пандемии Covid-19: проблемы и перспективы. Сервис в России и За Рубежом, 1(93), 129–141. [Avilova, N. L., Krasnozhenova, G. F., & Khokhlov, I. Y. (2021). Innovative management in the work of hotel enterprises in the conditions of pandemic Covid-19: problems and prospects. Service in Russia and Abroad, 1(93), 129-141. (In Russian).] https://doi.org/10.24412/1995-042Х-2021-1-129-141
Алиева, В. С. (2020). Моделирование покупательского поведения в индустрии гостеприимства. Научные Исследования Будущего: Стратегии и Задачи Развития: Сборник Статей VI Международной Научно-Практической Конференции: Электронный Ресурс, 43–47. [Alieva, V. S. (2020). Modelling purchasing behaviour in the hospitality industry. Scientific Research of the Future: Strategies and Tasks of Development: Collection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference: Electronic Resource, 43-47. (In Russian).]
Алиева, В. С., & Борис, О. А. (n.d.). Анализ ключевых факторов успеха транснациональных сетей отелей. Фундаментальные и Прикладные Науки Сегодня: Материалы XXIV Международной Научно-Практической Конференции, 130–133. [Alieva, V. S., & Boris, O. A. (n.d.). Analysing the key success factors of transnational hotel chains. Fundamental and Applied Sciences Today: Proceedings of XXIV International Scientific and Practical Conference, 130-133. (In Russian).]
Гомилевская, Г. А., & Савлук, Д. А. (2022). Технологические и организационные инструменты гостиничных инноваций: мировая и региональная практика. Вестник АГТУ. Серия: Экономика, 3, 78–88. [Gomilevskaya, G. A., & Savluk, D. A. (2022). Technological and organisational tools of hotel innovations: world and regional practice. Vestnik ASTU. Series: Economics, 3, 78-88. (In Russian).] https://doi.org/10.24143/2073-5537-2022-3-78-88
Ермоленко, В. В., & Цигип, А. С. (2021). Тенденции и перспективы развития отелей в условиях пандемии Covid-19. Естественно-Гуманитарные Исследования, 6(38), 190–195. [Ermolenko, V. V., & Tsigip, A. S. (2021). Trends and prospects of hotel development in the context of the Covid-19 pandemic. Natural Humanities Research, 6(38), 190-195. (In Russian).] https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-6-190-195
Залялиева, К. Р. (2019). Особенности инноваций в туризме и индустрии гостеприимства. Вестник Ассоциации Вузов Туризма и Сервиса, 13(1), 38–45. [Zalyalieva, K. R. (2019). Features of innovation in tourism and hospitality industry. Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service, 13(1), 38-45. (In Russian).] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-innovatsiy-v-turizme-i-industrii-gostepriimstva
Кабелкайте-Вайткене, Ю. А. (2020). Влияние пандемии коронавируса на индустрию гостеприимства: проблемы и возможности. Российские Регионы: Взгляд в Будущее, 4, 106–116. [ Kabelkaite-Vaitkienė, J. A. (2020). Impact of the coronavirus pandemic on the hospitality industry: challenges and opportunities. Russian Regions: A Look into the Future, 4, 106-116. (In Russian).]
Латкин, А. Н., Ильина, Е. Л., Шевелева, Л. А., & Сергеева, В. С. (2020). Создание инновационной среды в гостиничных предприятиях. Beneficium, 3(26), 12–20. [Latkin, A. N., Ilyina, E. L., Sheveleva, L. A., & Sergeeva, V. S. (2020). Creating an innovative environment in hotel enterprises. Beneficium, 3(26), 12-20. (In Russian).] https://doi.org/1Q.3468Q/BENEFICIUM.2Q2Q.3(36).12-2Q
Морозов, М. А. (n.d.). Инновационные решения в индустрии туризма и гостеприимства в условиях новой реальности. Вестник Академии Знаний, 2(49), 195–200. [Morozov, M. A. (n.d.). Innovative solutions in the tourism and hospitality industry in the conditions of new reality. Bulletin of the Academy of Knowledge, 2(49), 195-200. (In Russian).] https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-resheniya-v-industrii-turizma-i-gostepriimstva-v-usloviyah-novoy-realnosti
Фролова, Е. А., & Коренко, Ю. М. (2023). Перспективы применения инновационных технологий обслуживания в индустрии гостеприимства. Инновации и Инвестиции, 4, 343–345. [Frolova, E. A., & Korenko, Y. M. (2023). Prospects for the application of innovative service technologies in the hospitality industry. Innovation & Investment, 4, 343-345. (In Russian).] https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-primeneniya-innovatsionnyh-tehnologiy-obsluzhivaniya-v-industrii-gostepriimstva
Boes, K., Buhalis, D., & Inversini, A. (2015). Conceptualising Smart Tourism Destination Dimensions. Information and Communication Technologies in Tourism 2015, 391–403. https://doi.org/10.1007/978-3-319-14343-9_29
Buhalis, D., & Leung, R. (2018). Smart hospitality—Interconnectivity and interoperability towards an ecosystem. International Journal of Hospitality Management, 71(79), 41–50. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2017.11.011
Cheng, X., Xue, T., Yang, B., & Ma, B. (2023). A digital transformation approach in hospitality and tourism research. International Journal of Contemporary Hospitality Management. https://doi.org/10.1108/IJCHM-06-2022-0679
Fang, H., Wang, L., & Yang, Y. (2020). Human mobility restrictions and the spread of the Novel Coronavirus (2019-nCoV) in China. Journal of Public Economics, 191. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2020.104272
Gretzel, U., Sigala, M., Xiang, Z., & Koo, C. (2015). Smart tourism: foundations and developments. Electronic Markets, 25(3), 179–188. https://doi.org/10.1007/s12525-015-0196-8
Halim, K. K., Halim, S., & Felecia. (2019). Business intelligence for designing restaurant marketing strategy: A case study. Procedia Computer Science, 161, 615–622. https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.11.164
Michael Hall, C., Scott, D., & Gössling, S. (2020). Pandemics, transformations and tourism: be careful what you wish for. Tourism Geographies: An International Journal of Tourism Space, Place and Environment, 22(3), 577–598.
Renaud, L. (2020). Reconsidering global mobility–distancing from mass cruise tourism in the aftermath of COVID-19. Tourism Geographies, 22(3), 679–689. https://doi.org/10.1080/14616688.2020.1762116
Simina, O. L., Silaşi, G., & Marinescu, B. (2020). Tourism and Security in an Interconnected World. Globalisation’S Consequences on Tourism and Security. Quaestus, 17, 179–206. https://www.proquest.com/scholarly-journals/tourism-security-interconnected-world/docview/2526339039/se-2
Veiga, P. M., Ambrósio, F., & Ferreira, R. R. (2019). Competitiveness of the hotel industry: A knowledge management approach. Multilevel Approach to Competitiveness in the Global Tourism Industry, 9–25. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-0365-2.ch002
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.