Новейшие инструменты активизации исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в ее цифровой среде

  • Гюзель Исаевна Гумерова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-5198-7576
  • Эльмира Шамилевна Шаймиева Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова https://orcid.org/0000-0002-9588-0199
Ключевые слова: цифровая экономика, университеты, объекты интеллектуальной собственности, научно-исследовательская активность, цифровизация

Аннотация

Предмет. Цифровизация деятельности образовательных организаций невозможна без активизации всех субъектов научного и образовательного процессов. В современных условиях эффективность цифровизации образовательной организаций в значительной степени зависит от эффективности управления инновационной деятельностью. 
Цель. В настоящем исследовании уточнен инструментарий для приумножения, развития результатов исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в процессе ее виртуализации с учетом всех участников данного процесса.
Методология. В работе проведен критический анализ трудов исследователей, индексированных в Научной электронной библиотеке, по предметным областям исследования: «исследовательская деятельность образовательных организаций цифровая экономика», «инновационная деятельность образовательных организаций цифровая экономика».
Результаты. Сформирована схема активизации исследовательской и инновационной деятельности, включающей ее участников: обучающихся, научно-педагогический персонал образовательной организации на основе позитивных нерекламных упоминаний в средствах массовой информации (СМИ) с указанием образовательной организации как актуального места работы.
Выводы. Уточнение инструментария для развития результатов инновационной и исследовательской деятельности образовательной организации в процессе ее виртуализации позволило авторам дифференцировать понятия «исследовательской» и «инновационной деятельности» образовательной организации; выделить пункт «Позитивные нерекламные упоминания в средствах массовой информации с указанием образовательной организации как актуального места работы» в составе рейтинго-балльной системы данной образовательных организаций как инструмента активизации исследовательской, инновационной деятельности обучающихся, профессорско-преподавательского состава в цифровой экономике; показать, что активизация исследовательской и инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике опирается на объекты интеллектуальной собственности.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Гюзель Исаевна Гумерова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

д-р экон. наук, профессор

Эльмира Шамилевна Шаймиева, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова

д-р экон. наук, доцент

Литература

Ахметшин, Э. М., & Васильев, В. Л. (2022). Подходы к управлению ресурсами современного университета в условиях цифровизации. E-Management, 5(2), 4-14. [Akhmetshin, E.M., & Vasiliev, V.L. (2022). Approaches to resource management of a modern university in the conditions of digitalization. E-Management, 5(2), 4-14. (In Russian).]

Бикеев, И. И. (2007) Модель организации научной работы в молодом вузе. Высшее образование в России, (9), 52-58. [Bikeev, I.I. (2007). Model of the organization of scientific work in a young university. Higher education in Russia, (9), 52-58. (In Russian).]

Васецкая, Н. О. (2020). Когнитивные компетенции выпускника в условиях становления знаниево-цифровой экономики. Мир новой экономики, 14(1), 101-107. [Vasetskaya, N. O. (2020). Cognitive competencies of a graduate in the conditions of the formation of the knowledge-digital economy. The world of the new economy, 14(1), 101-107. (In Russian).] https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-1-101-107

Гумерова, Г. И., & Шаймиева, Э. Ш. (2023). Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике. Государственное управление. Электронный вестник, (96), 193-211. [Gumerova, G.I., & Shaimieva E.S. (2023). Activation of innovative activity of educational organizations in the digital economy. State administration. Electronic bulletin, (96), 193-211. (In Russian).]

Гительман, Л. Д., Кожевников, М. В., & Рыжук, О. Б. (2020). Технология ускоренного трансфера знаний для опережающего обучения специалистов цифровой экономики. Экономика региона, 16(2), 435-448. [Gitelman, L. D., Kozhevnikov, M. V., & Ryzhuk, O. B. (2020). Technology of accelerated knowledge transfer for advanced training of digital economy specialists. The economy of the region, 16(2), 435-448. (In Russian).]

Данилаева, Д. П., & Маливанова, Н. Н. (2022) 3D Цифровой образовательный кластер. Управление устойчивым развитием, (2), 107-116. [Danilaeva, D.P., & Malivanova, N.N. (2022). 3D Digital educational cluster. Management of sustainable development, (2), 107–116. (In Russian).] https://doi.org/10.55421/2499992Х_2022_2_107

Ефимов, В.С., & Лаптева, А.В. (2018). Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов: экспертный взгляд. Университетское управление: практика и анализ, 22 (4 (116)), 52-67. [Efimov, V.S., & Lapteva, A.V. (2018) Digitalization in the system of priorities for the development of Russian universities: an expert view. University management: Practice and analysis, 22(4(116)), 52-67. (In Russian).]

Зеер, Э.Ф., Третьякова, В.С., & Зиннатова, М.В. (2020) Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося. Образование и наука, 22(3), 83-115. [Zeer, E.F., Tretyakova, V.S., & Zinnatova, M.V. (2020). Innovative model of socio-professional development of a student's personality. Education and science, 22(3), 83-115. (In Russian).]

Ильиных, И. Н. (2021). Мотивация достижения как важная психологическая составляющая успешной инновационной деятельности преподавателя высшей школы. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, (21-1), 134-140. [Ilyinykh, I.N. (2011). Motivation of achievement as an important psychological component of successful innovative activity of a high school teacher. Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application, (21-1), 134-140. (In Russian).]

Кобылко, А. А. (2022). Перспективы развития бизнес-экосистем: конкуренция, сотрудничество, специализация. Russian Journal of Economics and Law, 16(4), 728–744. [Kobylko, A.A. (2022). Prospects for the development of business ecosystems: competition, cooperation, specialization. Russian Journal of Economics and Law, 16(4), 728-744. (In Russian).] http://dx.doi. org/10.21202/2782-2923.2022.4.728-744

Молчанов, И. Н. (2021). Трансформация механизмов государственного регулирования сферы высшего образования. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление, (1), 91-103. [Molchanov, I.N. (2021). Transformation of mechanisms of state regulation of higher education. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management, (1), 91-103. (In Russian).]

Манушин, Д. В. (2021) Основные институциональные проблемы цифровой экономики. Цифровая трансформация как вектор устойчивого развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 72-78. [Manushin, D.V. (2021). The main institutional problems of the digital economy. In the collection: Digital transformation as a vector of sustainable development. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Kazan, 72-78. (In Russian).]

Пономарева, О. И. (2019). Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала. ЦИТИСЭ, (5), 344-353. [Ponomareva, O.I. (2019). The role of modern models of universities in the formation of human capital. CITISE, (5), 344-353. (In Russian).] http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.31

Погорлецкий, А. И. (2022). Впечатления как новый продукт развития экономики и общества. Экономика. Налоги. Право, 15(2), 6-16. [Pogorletsky, A.I. (2022). Impressions as a new product of economic and social development. Economy. Taxes. Right, 15(2), 6-16. (In Russian).] https://doi.org/10.26794/1999-849X2022-15-2-6-16

Пожидаев, Р. Г. (2022). Особенности бизнес-моделей цифровых платформ. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (3), 144–158. [Pozhidayev, R. G. (2022). Peculiarities of business models of digital platforms. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (3), 144–158. (In Russian).] https://doi.org/10.17308/econ.2022.3/9988

Симак, Р. С., Мамаева, Н. А., & Зонненберг, Ю. Е. (2022) Особенности развития инновационной деятельности в сфере цифровых технологий в образовании. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 11 (3), 48-55. [Simak, R. S., Mamayeva, N. A., & Sonnenberg, Yu. E. (2022). Features of the development of innovation activity in the field of digital technologies in education. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies, 11(3), 48-55. (In Russian).] https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-48-56

Сулейманкадиева, А. Э., Петров, М. А., & Александров, И. Н. (2021). Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования. Вопросы инновационной экономики, 11(3), 1273–1288. [Suleymankadieva, A.E., Petrov, M.A., & Alexandrov, I.N. (2021). Digital educational ecosystem: genesis and prospects of online education development . Issues of innovative economy, 11(3), 1273-1288. (In Russian).] https://doi.org/10.18334/vinec.11.3.113470

Тимирясова, А. В. (2020). Устойчивое развитие университета – условие процветания региона и страны. Высшее образование в России, 29(5), 105-116. [Timiryasova, A.V. (2020). Sustainable development of the university is a condition for the prosperity of the region and the country. Higher education in Russia, 29(5), 105-116. (In Russian).] https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116

Трачук, А. В., & Линдер, Н. В. (2020). Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды. Стратегические решения и риск-менеджмент, (2), 58-65. [Trachuk, A.V., & Linder, N.V. (2020). Transformation of e-business business models in an unstable external environment. Strategic decisions and risk management, (2), 58-65 (In Russian).]

Чуркина, Н. С., & Степаненко, Д. А. (2020). Развитие сетевых структур: от внутренних рынков к платформизации. Стратегии бизнеса, 8(8), 219-222. [Churkina, N.S., & Stepanenko, D.A. (2020). Development of network structures: from internal markets to platformization. Business strategies. 8(8), 219-222. (In Russian).]

Шестернина, М. В. (2021). Большой университет как новая форма интеграции науки и образования России. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, (3), 110-127. [Shesternina, M.V. (2021). Big University as a new form of integration of science and education in Russia. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences, (3), 110-127 (In Russian).]

Шаймиева, Э. Ш., & Гумерова, Г. И. (2023). Стартапы креативных индустрий: характеристики стартапов, направление программ развития. Креативная экономика, 17(5). [Shaimieva, E.Sh., & Gumerova, G.I. (2023). Startups of creative industries: characteristics of startups, direction of development programs. Creative Economy, 17(5). (In Russian).] https://doi.org/10.18334/ce.17.5.117817

Alqahtani, A., Hawryszkiewycz, I. & Erfani, E. (2023). Relationship Between Knowledge Creation and Open Innovation Applied Through Public Open Innovation Platforms. The Electronic Journal of Knowledge Management, 21(1), 73-86.

Jacobides, M. G., Cennamo, C. & Gawer, A. (2018). Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal, 39(8), 2255–2276. https://doi.org/10.1002/smj.2904.

Malodia, S., Chauhan, C., Jabeen, F. & Dhir, A. (2023). Antecedents and consequences of open innovation: a conceptual framework. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. https://doi.org/10.1108/IJEBR-03-2022-0235

Mody, M., Wirtz, J., So, K., Chun, H. & Liu, S. (2020). Two-directional convergence of platform and pipeline business models. Journal of Service Management, 31(4), 693–721. https://doi.org/10.1108/josm-11-2019-0351

Schreiner, N. & Kenning, P. (2018). Teilen statt Besitzen: Disruption im Rahmen der Sharing Economy. Springer Fachmedien Wiesbaden.

Shin H. (2023). Exploring open innovation engagement process of hotel brand community members: motivation, empowerment and consequences. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 35(12), 4451-4467. https://doi.org/10.1108/IJCHM-07-2022-0842

Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Гумерова, Г. И., & Шаймиева, Э. Ш. (2024). Новейшие инструменты активизации исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в ее цифровой среде. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (2), 85-97. https://doi.org/10.17308/econ.2024.2/11848
Раздел
Менеджмент