Новейшие инструменты активизации исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в ее цифровой среде

  • Гюзель Исаевна Гумерова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-5198-7576
  • Эльмира Шамилевна Шаймиева Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова https://orcid.org/0000-0002-9588-0199
Ключевые слова: цифровая экономика, университеты, объекты интеллектуальной собственности, научно-исследовательская активность, цифровизация

Аннотация

Предмет. Цифровизация деятельности образовательных организаций невозможна без активизации всех субъектов научного и образовательного процессов. В современных условиях эффективность цифровизации образовательной организаций в значительной степени зависит от эффективности управления инновационной деятельностью. 
Цель. В настоящем исследовании уточнен инструментарий для приумножения, развития результатов исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в процессе ее виртуализации с учетом всех участников данного процесса.
Методология. В работе проведен критический анализ трудов исследователей, индексированных в Научной электронной библиотеке, по предметным областям исследования: «исследовательская деятельность образовательных организаций цифровая экономика», «инновационная деятельность образовательных организаций цифровая экономика».
Результаты. Сформирована схема активизации исследовательской и инновационной деятельности, включающей ее участников: обучающихся, научно-педагогический персонал образовательной организации на основе позитивных нерекламных упоминаний в средствах массовой информации (СМИ) с указанием образовательной организации как актуального места работы.
Выводы. Уточнение инструментария для развития результатов инновационной и исследовательской деятельности образовательной организации в процессе ее виртуализации позволило авторам дифференцировать понятия «исследовательской» и «инновационной деятельности» образовательной организации; выделить пункт «Позитивные нерекламные упоминания в средствах массовой информации с указанием образовательной организации как актуального места работы» в составе рейтинго-балльной системы данной образовательных организаций как инструмента активизации исследовательской, инновационной деятельности обучающихся, профессорско-преподавательского состава в цифровой экономике; показать, что активизация исследовательской и инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике опирается на объекты интеллектуальной собственности.

Metrics

PDF views
154
Jul 01 '24Jul 04 '24Jul 07 '24Jul 10 '24Jul 13 '24Jul 16 '24Jul 19 '24Jul 22 '24Jul 25 '24Jul 28 '242.0
|

Биографии авторов

Гюзель Исаевна Гумерова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

д-р экон. наук, профессор

Эльмира Шамилевна Шаймиева, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова

д-р экон. наук, доцент

Литература

Ахметшин, Э. М., & Васильев, В. Л. (2022). Подходы к управлению ресурсами современного университета в условиях цифровизации. E-Management, 5(2), 4-14. [Akhmetshin, E.M., & Vasiliev, V.L. (2022). Approaches to resource management of a modern university in the conditions of digitalization. E-Management, 5(2), 4-14. (In Russian).]

Бикеев, И. И. (2007) Модель организации научной работы в молодом вузе. Высшее образование в России, (9), 52-58. [Bikeev, I.I. (2007). Model of the organization of scientific work in a young university. Higher education in Russia, (9), 52-58. (In Russian).]

Васецкая, Н. О. (2020). Когнитивные компетенции выпускника в условиях становления знаниево-цифровой экономики. Мир новой экономики, 14(1), 101-107. [Vasetskaya, N. O. (2020). Cognitive competencies of a graduate in the conditions of the formation of the knowledge-digital economy. The world of the new economy, 14(1), 101-107. (In Russian).] https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-1-101-107

Гумерова, Г. И., & Шаймиева, Э. Ш. (2023). Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике. Государственное управление. Электронный вестник, (96), 193-211. [Gumerova, G.I., & Shaimieva E.S. (2023). Activation of innovative activity of educational organizations in the digital economy. State administration. Electronic bulletin, (96), 193-211. (In Russian).]

Гительман, Л. Д., Кожевников, М. В., & Рыжук, О. Б. (2020). Технология ускоренного трансфера знаний для опережающего обучения специалистов цифровой экономики. Экономика региона, 16(2), 435-448. [Gitelman, L. D., Kozhevnikov, M. V., & Ryzhuk, O. B. (2020). Technology of accelerated knowledge transfer for advanced training of digital economy specialists. The economy of the region, 16(2), 435-448. (In Russian).]

Данилаева, Д. П., & Маливанова, Н. Н. (2022) 3D Цифровой образовательный кластер. Управление устойчивым развитием, (2), 107-116. [Danilaeva, D.P., & Malivanova, N.N. (2022). 3D Digital educational cluster. Management of sustainable development, (2), 107–116. (In Russian).] https://doi.org/10.55421/2499992Х_2022_2_107

Ефимов, В.С., & Лаптева, А.В. (2018). Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов: экспертный взгляд. Университетское управление: практика и анализ, 22 (4 (116)), 52-67. [Efimov, V.S., & Lapteva, A.V. (2018) Digitalization in the system of priorities for the development of Russian universities: an expert view. University management: Practice and analysis, 22(4(116)), 52-67. (In Russian).]

Зеер, Э.Ф., Третьякова, В.С., & Зиннатова, М.В. (2020) Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося. Образование и наука, 22(3), 83-115. [Zeer, E.F., Tretyakova, V.S., & Zinnatova, M.V. (2020). Innovative model of socio-professional development of a student's personality. Education and science, 22(3), 83-115. (In Russian).]

Ильиных, И. Н. (2021). Мотивация достижения как важная психологическая составляющая успешной инновационной деятельности преподавателя высшей школы. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, (21-1), 134-140. [Ilyinykh, I.N. (2011). Motivation of achievement as an important psychological component of successful innovative activity of a high school teacher. Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application, (21-1), 134-140. (In Russian).]

Кобылко, А. А. (2022). Перспективы развития бизнес-экосистем: конкуренция, сотрудничество, специализация. Russian Journal of Economics and Law, 16(4), 728–744. [Kobylko, A.A. (2022). Prospects for the development of business ecosystems: competition, cooperation, specialization. Russian Journal of Economics and Law, 16(4), 728-744. (In Russian).] http://dx.doi. org/10.21202/2782-2923.2022.4.728-744

Молчанов, И. Н. (2021). Трансформация механизмов государственного регулирования сферы высшего образования. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление, (1), 91-103. [Molchanov, I.N. (2021). Transformation of mechanisms of state regulation of higher education. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management, (1), 91-103. (In Russian).]

Манушин, Д. В. (2021) Основные институциональные проблемы цифровой экономики. Цифровая трансформация как вектор устойчивого развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 72-78. [Manushin, D.V. (2021). The main institutional problems of the digital economy. In the collection: Digital transformation as a vector of sustainable development. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Kazan, 72-78. (In Russian).]

Пономарева, О. И. (2019). Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала. ЦИТИСЭ, (5), 344-353. [Ponomareva, O.I. (2019). The role of modern models of universities in the formation of human capital. CITISE, (5), 344-353. (In Russian).] http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.31

Погорлецкий, А. И. (2022). Впечатления как новый продукт развития экономики и общества. Экономика. Налоги. Право, 15(2), 6-16. [Pogorletsky, A.I. (2022). Impressions as a new product of economic and social development. Economy. Taxes. Right, 15(2), 6-16. (In Russian).] https://doi.org/10.26794/1999-849X2022-15-2-6-16

Пожидаев, Р. Г. (2022). Особенности бизнес-моделей цифровых платформ. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (3), 144–158. [Pozhidayev, R. G. (2022). Peculiarities of business models of digital platforms. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (3), 144–158. (In Russian).] https://doi.org/10.17308/econ.2022.3/9988

Симак, Р. С., Мамаева, Н. А., & Зонненберг, Ю. Е. (2022) Особенности развития инновационной деятельности в сфере цифровых технологий в образовании. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 11 (3), 48-55. [Simak, R. S., Mamayeva, N. A., & Sonnenberg, Yu. E. (2022). Features of the development of innovation activity in the field of digital technologies in education. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies, 11(3), 48-55. (In Russian).] https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-48-56

Сулейманкадиева, А. Э., Петров, М. А., & Александров, И. Н. (2021). Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования. Вопросы инновационной экономики, 11(3), 1273–1288. [Suleymankadieva, A.E., Petrov, M.A., & Alexandrov, I.N. (2021). Digital educational ecosystem: genesis and prospects of online education development . Issues of innovative economy, 11(3), 1273-1288. (In Russian).] https://doi.org/10.18334/vinec.11.3.113470

Тимирясова, А. В. (2020). Устойчивое развитие университета – условие процветания региона и страны. Высшее образование в России, 29(5), 105-116. [Timiryasova, A.V. (2020). Sustainable development of the university is a condition for the prosperity of the region and the country. Higher education in Russia, 29(5), 105-116. (In Russian).] https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116

Трачук, А. В., & Линдер, Н. В. (2020). Трансформация бизнес-моделей электронного бизнеса в условиях нестабильной внешней среды. Стратегические решения и риск-менеджмент, (2), 58-65. [Trachuk, A.V., & Linder, N.V. (2020). Transformation of e-business business models in an unstable external environment. Strategic decisions and risk management, (2), 58-65 (In Russian).]

Чуркина, Н. С., & Степаненко, Д. А. (2020). Развитие сетевых структур: от внутренних рынков к платформизации. Стратегии бизнеса, 8(8), 219-222. [Churkina, N.S., & Stepanenko, D.A. (2020). Development of network structures: from internal markets to platformization. Business strategies. 8(8), 219-222. (In Russian).]

Шестернина, М. В. (2021). Большой университет как новая форма интеграции науки и образования России. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, (3), 110-127. [Shesternina, M.V. (2021). Big University as a new form of integration of science and education in Russia. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences, (3), 110-127 (In Russian).]

Шаймиева, Э. Ш., & Гумерова, Г. И. (2023). Стартапы креативных индустрий: характеристики стартапов, направление программ развития. Креативная экономика, 17(5). [Shaimieva, E.Sh., & Gumerova, G.I. (2023). Startups of creative industries: characteristics of startups, direction of development programs. Creative Economy, 17(5). (In Russian).] https://doi.org/10.18334/ce.17.5.117817

Alqahtani, A., Hawryszkiewycz, I. & Erfani, E. (2023). Relationship Between Knowledge Creation and Open Innovation Applied Through Public Open Innovation Platforms. The Electronic Journal of Knowledge Management, 21(1), 73-86.

Jacobides, M. G., Cennamo, C. & Gawer, A. (2018). Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal, 39(8), 2255–2276. https://doi.org/10.1002/smj.2904.

Malodia, S., Chauhan, C., Jabeen, F. & Dhir, A. (2023). Antecedents and consequences of open innovation: a conceptual framework. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. https://doi.org/10.1108/IJEBR-03-2022-0235

Mody, M., Wirtz, J., So, K., Chun, H. & Liu, S. (2020). Two-directional convergence of platform and pipeline business models. Journal of Service Management, 31(4), 693–721. https://doi.org/10.1108/josm-11-2019-0351

Schreiner, N. & Kenning, P. (2018). Teilen statt Besitzen: Disruption im Rahmen der Sharing Economy. Springer Fachmedien Wiesbaden.

Shin H. (2023). Exploring open innovation engagement process of hotel brand community members: motivation, empowerment and consequences. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 35(12), 4451-4467. https://doi.org/10.1108/IJCHM-07-2022-0842

Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Гумерова, Г. И., & Шаймиева, Э. Ш. (2024). Новейшие инструменты активизации исследовательской и инновационной деятельности образовательной организации в ее цифровой среде. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (2), 85-97. https://doi.org/10.17308/econ.2024.2/11848
Раздел
Менеджмент