Интеллектуальная составляющая Российских креативных индустрий в период их становления

  • Гюзель Исаевна Гумерова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-5198-7576
  • Эльмира Шамилевна Шаймиева Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП) https://orcid.org/0000-0002-9588-0199
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, креативные индустрии, классификатор видов экономической деятельности, отрасли креативных индустрий, развитие исследовательского подхода

Аннотация

Предмет. Российские креативные индустрии являются потенциалом роста российской экономики в средне- и долгосрочном периодах. Исследование интеллектуальной составляющей креативных индустрий является самостоятельным направлением теоретико-практических работ. Объектом исследования являются российские креативные индустрии в период их становления. Предметом выступают организационно-управленческие аспекты, возникающие в данный период в области их соотнесения с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, анализом их интеллектуальной составляющей.
Цель: определение интеллектуальной составляющей российских креативных индустрий в период их становления на основе библиометрического анализа и сравнительного анализа российских креативных индустрий в период их становления по уровню интеллектуальной составляющей.
Метод: общенаучные методы – анализ, синтез, классификации. Материалами исследования являются: исследования (публикации, патенты) зарубежных, российских исследователей в Научной электронной библиотеке (далее – НЭБ) в областях конкретных отраслей креативных индустрий в их взаимосвязи с интеллектуальной собственностью; материалы справочно правовой системы «КонсультантПлюс» в области регулирования видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; результаты проекта Агентства стратегических инициатив «Атлас креативных индустрий Российской Федерации» (2021 г.).
Результаты: выявление пяти креативных российских отраслей с высоким показателем интеллектуальной составляющей: образование, архитектура, программное обеспечение, развлечения, архивы; определение необходимости нормативно-правового регулирования понятий: «мода», «музеи и галереи», «дискотеки и ночные клубы, дома культуры», «новые медиа», «авторское право» (использовано название согласно разработчикам проекта «Атлас креативных индустрий в РФ»). Новизной исследования являются: (а) развитие авторского исследовательского подхода для анализа интеллектуальной составляющей российских креативных индустрий сравнительного анализа российских креативных индустрий по уровню интеллектуальной составляющей, заключающийся в анализе тридцати пяти отраслей российских креативных индустрий по двум показателям: наличие публикаций с индексацией в НЭБ и наличие патентов, включая свидетельства о регистрации программы для ЭВМ, базы данных) в Федеральном институте интеллектуальной собственности (Роспатенте) с индексацией в НЭБ; (б) проведение анализа интеллектуальной составляющей российских креативных индустрий на основе данного исследовательского подхода.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Гюзель Исаевна Гумерова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Профессор, Департамент менеджмента и инноваций

Эльмира Шамилевна Шаймиева, Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
Д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры управления, заведующий научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний факультета менеджмента и инженерного бизнеса  

Литература

Abankina, T. V. (2020) Creative competencies and intellectual property in the transition to an innovative economy. V knige: Transformacija sfery intellektual'noj sobstvennosti v sovremennyh uslovijah. tezisy dokladov uchastnikov XXIV Mezhdunarodnoj konferencii Rospatenta. Moscow. pp. 171-176 (In Russian)

Agaeva, A. R., Dzhabrailova, A. O., Shemeeva, S. H. (2020) Creative economy: prospects for the development of Diigital technologies. Journal of Economy and entrepreneurship. 8(121), 625–627 (In Russian)

Agamagomedova, S. A. & Nagkina, N. A. (2019) The development of the Institute of intellectual property in the conditions of digitalization of the economy. University proceedings. Volga Region. Social sciences. 1 (9), 4–16. DOI: 10.21685/2309-2874-2019-1-1 (In Russian)

Angelova, O. Yu., Podolskaya, T. O. & Chepyuk, O. R. (2019) Digital creative industry: on the way to the economy of "emotions". Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2(54), 38–43. (In Russian)

Afanasyeva, M. A. (2017) Introduction to the concept of "Creative industries". The Journal is about science’s life and life in science. 4(14), 50–54 (In Russian)

Belokrylova, O. S. & Dubskaya, E. S. (2013) World experience in the formation of creative economy and the possibility of its use in Russia. Terra Economicus. 11(4-2), 5-11 (In Russian)

Borovinskaya, D. N. (2104) Economic and cultural foundations of creativity. Tomsk State University Journal. 388, 47–53 (In Russian)

Vlasova, V. V., et al. (2021) [The creative economy of Moscow in numbers] Moscow, “Higher school of economics” (In Russian)

Heineman, A. A. (2018) [Law in the fashion industry]. Moscow: PROSPECT publ. (In Russian)

Goncharova, A. A. & Shayakhmet, D. O. (2020) Diagnosing the core competencies, knowledge and skills of creative entrepreneurs in Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 5(134), 54–70. (In Russian)

Grigoryan, K. G. (2019) Analysis of creative industries as a new sector of the world economy. E-Scio. 11 (38), 408–413 (In Russian)

Danilchenko, A. V., Bertosh, E. V. & Dok hee, O. (2017) Creative economy as the highest form of development of post-industrial society. Economic Science today. 6, 16–25 (In Russian)

Demina, T. A. (2014) Fashion industry as an independent sector of the economy. Services in Russia and Abroad. 9(56), 13–23. (In Russian)

Leshchenko, N. P. & Reutova, I. M. (2020) Factors of digital transformation of Russian companies: an industry aspect. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 4(36), 34–40. (In Russian)

Mikhailova, A. V. (2019) Accelerators of the creatosphere in the Republic of Sakha (Yakutia). V sbornike: Resursnaja jekonomika v kontekste sovremennyh tendencij globalizacii. Materials of the international scientific and practical conference. pp. 142–149(In Russian)

Novikova, S. K. (2019) Creative economy as a growth driver: world and Russian experience. New technologies. 2(48), 175–184. DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10217.

Rudakova, O. V., Mikhailina, A. V. & Stebletsova, N. N. (2021) Cultural and creative industries: Russia against the background of global trends. Vestnik OrelGIJeT. 4(58), 63–70. (In Russian)

Spartak, A. N. (2018) Intellectualization of international trade. Russian Foreign Economic Journal. 4, 7–24 (In Russian)

Tabatadze, L. M. (2021) Electronic information and educational environment for advanced training in the field of creative industries. Vocational educaton and labour market. 1, 48–57. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-48-57 (In Russian)

Yukhina, A. A. (2021) "Creative industries": concepts and definitions. Economy: yesterday, today, tomorrow. 11(8A), 300–309. DOI: 10.34670/AR.2021.49.77.038 (In Russian)

Castillo-Vergara, M., Alvarez-Marin, A. & Placencio-Hidalgo, D. (2018) A bibliometric analysis of creativity in the field of business economics. Journal of Business Research, Elsevier. 85(C), 1–9.

Dharmani, P., Das, S. & Prashar, S. (2021) A Bibliometric analysis of creative industries: Current trends and future directions. Journal of Business Research. 135, 252–267. DOI: 10.1016/j.jbusres.2021.06.037.

Florida, R. (2003) The rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leasure, Community and Everyday Life. Canadian Public Policy. 29(3), 378. DOI: 10.2307/3552294

Hoai S. et al. (2021) A bibliometric analysis of cultural and creative industries in the field of arts and humanities. Digital Creativity. 32(4), 307–322. DOI: 10.1080/14626268.2021.1993928

Опубликован
2022-09-30
Как цитировать
Гумерова, Г. И., & Шаймиева, Э. Ш. (2022). Интеллектуальная составляющая Российских креативных индустрий в период их становления. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, (3), 129-143. https://doi.org/10.17308/econ.2022.3/9955
Раздел
Менеджмент